Спам в России: опять свой путь?

Спам в России: опять свой путь?

Спам в России: опять свой путь?

Как часто нам говорят люди, обремененные властью: у России свой путь. Кто-то с этим соглашается, а кто-то нет. Взять хотя бы глобальную проблему спама. Мне например кажется, что у России и здесь свой путь. Более изощренный, что ли, чем во всех остальных странах мира.

Как недавно стало известно, российская экономика теряет из-за спама 1,3–1,9 миллиарда долларов в год. С этими цифрами можно спорить, но согласитесь, как ни крути расчетами, суммы вырисовываются большие.

Самой пугающей, чисто российской тенденцией, которая невыгодно отличает нас от Запада, является то, что услугами российских спамеров пользуется достаточно большое количество представителей так называемого «малого бизнеса». Поэтому в наших с вами ящиках все чаще появляются рекламные письма с приглашениями на семинары по бухгалтерскому учету, объявления по продаже недвижимости или продаже унитазов с дистанционным управлением (да-да, и такое встречается).

На Западе малый бизнес почти не пользуется услугами спамеров, так как это чревато уголовной ответственностью. Там больше доля нелегального материала — дешевая «Виагра» или поддельные дипломы. Такие нелегальные рассылки обычно шлют из Китая и других стран Азии: так спамеры пытаются избежать наказания на родине и замести следы.

Итак, давайте разберемся, почему мы отстаем от Запада — хотя бы в законодательном плане. И главное, что нужно сделать чтобы это отставание как можно быстрее ликвидировать.

В первую очередь в России, к сожалению, недостаточно развит институт легального e-mail маркетинга. И развивать его бессмысленно, так как для этого нужно кропотливо собирать легальные базы подписчиков, разрабатывать или покупать дорогостоящее программное обеспечение и т.д. Компании, которые будут делать все легально, будут проигрывать компаниям, которые используют нелегальные — и соответственно, более дешевые — средства сбора почтовых адресов и отправки писем (например, ботнеты).

Однажды в моем блоге состоялся очень интересный разговор с таким именно «серым» e-mail маркетологом, который был сильно недоволен тем, что по моей жалобе были закрыты несколько принадлежащих ему сайтов откровенно спамерской тематики. Этот гражданин пытался оправдывать себя тем, что бизнесмены, которые хотят заказать почтовую рассылку, ищут в «Яндексе» сайты именно по запросу «спам рассылка» — так уж сформировалось их потребительское мышление, и бедному маркетологу приходится раскручивать свои сайты именно по этим поисковым запросам.

По моим личным наблюдениям, ведущим поисковикам Рунета спам в их индексе просто безразличен. Например, когда в строке поиска вы вводите слово «спам», поисковик в строке auto complete подсказывает вам возможные варианты запросов, такие как «спам рассылки» или «спам рассылка». Кликнув на это словосочетание, можно спокойно найти сайты, откровенно предлагающие нелегальные рассылки. Возможно, и по вашим адресам, которые были собраны спамерами нелегально.

Стоит сказать еще несколько слов про хостинг-провайдеров. Никто из российских хостинг-провайдеров, с которыми я имел честь общаться, не проявил большого рвения в деле удаления спамерских сайтов. Видимо жажда наживы пока перевешивает незапятнанную бизнес-репутацию.

Очевидно, что без жалобы от кого-либо, мелкие и средние провайдеры по собственной инициативе не будет закрывать спамерские сайты. Спамеры всегда вовремя и хорошо платят за хостинг, поэтому некоторые провайдеры просто игнорируют жалобы.

В Рунете могут безнаказанно размещаться даже сайты с явно спамерскими названиями типа s-p-a-m.ru или spam-spam.ru, которые в открытую предлагают спам-рассылки и спам-хостинг. В ходе исследования первого из этих доменов выясняется, что находится он на площадках питерского провайдера ITCS (http://itcs.spb.ru/). Я попытался связаться с контактным лицом провайдера (указанному в RIPE). Также было отправлено письмо в Федеральную университетскую компьютерную сеть России (http://www.runnet.ru/), по контактному адресу, указанному в RIPE — так как они являются владельцами автономной системы, в которой зарегистрированы IP-адреса ITCS. На этой же площадке регулярно размещаются и другие сайты, используемые в спам-рассылках.

В течение двух недель со мной никто не связался. Хотя, я думаю, этого времени достаточно, чтобы решить данную проблему. Видимо, просто проблема никого так сильно не интересует. Или делается вид, что она никого не интересует. Еще раз повторюсь, данные сайты находятся в России физически, что не может не расстраивать.

После публикации данной информации в моем блоге спамеры организовали спам-рассылку, имевшую целью дискредитировать меня. Письма рассылались якобы от моего имени, в них содержалась нецензурная брань и угрозы в адрес получателей, там же была ссылка на мой блог. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что огласка спамеров очень расстроила.

«Ну так и что-же все таки делать?» — cпросите вы. По моему путь у нас один, и все уже давно придумано.

Очевидно, что пока существует SMTP-протокол в том виде, в котором он существует, на технологическом уровне спам на 100% не победить.

Поэтому стоит развивать законодательство, дать наконец четкое определение спама и спам-рассылок. Да и уголовная ответственность для крупных спамеров не помешает.

В США, например, существует акт регулирующий спам (CAN-SPAM Act), благодаря которому американским властям регулярно удается сажать за решетку спамеров или выписывать им многомиллионные штрафы. Почему у нас не может быть чего-то подобного?

Другим эффективным шагом будет возможность заставить хостинг-провайдеров и интернет-провайдеров нести ответственность за то, что происходит в их сетях, которые используются спамерами для размещения сайтов и самих спам-рассылок. Для этих целей можно открыть специальный надзорный орган или подразделение уже в действующем министерстве (наподобие «управления К»).

Главной же задачей интернет-сообщества, на мой взгляд, является создание общественного мнения о вреде спама. До бизнес-сообщества должна дойти мысль о том, что заказывая спам-рассылки, они окончательно теряют солидность в глазах своих потенциальных клиентов.

Подпись: Максим Федоров

Источник: Вебпланета.Ru

11.03.2009

198
Комментарии (15)
  • 11 марта 2009 в 20:32 • #
    Светлана Канукова

    В России спамит не только малый бизнес :).

    Доводилось получать спам и от заводов, а также от крупных строительных генподрядчиков.

    Просто работает психология: "за копейку - канарейку", особенно в пору кризиса. Сейчас спамер еще больше активизируется. :(

  • 11 марта 2009 в 23:27 • #
    Алекс Якшин

    1) Полностью соглашаясь со Светланой;
    2) Так называемым "спамом", занимаются директ маркетинговые предприятия и вообще все кому ни лень;
    Предварительный вывод: Ставьте антиспам и не светите почту. И все у Вас ладно будет..
    Поэтому, Моя точка зрения - Тему "втопку"...

  • 11 марта 2009 в 23:32 • #
    Алекс Якшин

    Да...другой вопрос - конфиденциальность информации..! когда допускается реально взлом почтовых ящиков и многие другие вещи - вот "корень" дела....а "Спам" - одна из граней....Это лишь следствие разных причин.

  • 12 марта 2009 в 11:31 • #
    Анастасия Лобская

    Кстати, а есть какие-то данные об эффективности спам-рассылок? Если эффект от такой "рекламы" стремится к нулю, может, есть смысл пытаться доносить это до того самого заказчика - малого и среднего бизнеса?

  • 14 марта 2009 в 17:43 • #
    Андрей Сырокомский

    Эффективность отклика от спам-компаний - менее 0,00001%. Но, учитывая дешевизну отправки email, этот бизнес даже при таком отклике даёт неплохую прибыль.
    См. http://cybersecurity.ru/crypto/58649.html

  • 15 марта 2009 в 08:45 • #
    Анастасия Лобская

    Там написано, что спамеры получают отклик на каждое 12,5-миллионное письмо. В России население примерно 142 миллиона человек. Даже если допустить, что абсолютно все жители России, включая полуграмотных стариков и младенцев, получат этот спам, что, разумеется, невозможно, то, по этим данным, спамеры получат примерно 11 писем. Т.к. далеко не все жители РФ вообще пользуются мейлом, не каждый из тех, кто пользуется мейлом, получит именно этот спам, то это число будет еще существенно ниже.

    Вот сейчас я по ключевым словам "заказать спам" в гугле вышла на этот сайт. http://www.spam-reklama.ru/price.html. Смотрим расценки: скажем, раздел "Россия ВСЕ организации и физ. лица", база - 13 миллионов адресов, стоимость - 19100 рублей. Если считать, что статистика верна и на 12,5 млн писем приходит один отклик, то т от, кто закажет эту кампанию, получит 1 покупателя за 19100 рублей.

  • 15 марта 2009 в 10:31 • #
    Андрей Сырокомский

    Данные актуальны для США и Европы. В странах СНГ эти цифры, наверняка, другие: многие люди, только начинают работать с email и, поначалу, рады любому письму.

  • 15 марта 2009 в 10:43 • #
    Анастасия Лобская

    Но даже если показать американские данные с поправкой на российские расценки нашим предпринимателям, возможно, многие из них передумают заказывать спам.

  • 15 марта 2009 в 12:28 • #
    Андрей Сырокомский

    Да, возможно, Анастасия. Думаю, серьёзные и сильные компании, которые ценят свою репутацию, не будут заказывать спам. Но многое зависти от отрасли. Одно дело - клеить объявления на столбах с предложением "Сдам квартиру", и совсем другое - "Путешествие на яхте". Всегда будут товары/услуги, для которых спам-рассылки останутся эффективным средством продвижения из-за их (спам-) цены и безнаказанности.

  • 18 марта 2009 в 04:31 • #
    Viktor Shulin

    Не согласен - будут заказывать, потому что работает... Ежедневно получаю письма от "купите недвижимость на Новой Риге" до металлоконструкций:)) Но, знаете ли, стараюсь их прочитывать и не удалять, а переносить в особую папку, так как неоднократно меня выручали эти самые спам-рассылки - от выбора типографии до варез-сайтов, где можно найти необходимые php-скрипты... Это реклама... А рекламу и на телевидении никто из простых зрителей не просил показывать:)) Чем она неожиданней, тем больше запоминается - закон, знаете ли:)))

  • 18 марта 2009 в 10:21 • #
    Андрей Сырокомский

    Телевидение - бесплатно, Виктор. И большинство людей понимают, что за "бесплатность" надо платить. И "платят" просмотром рекламы. Но когда засоряют почтовый ящик, за который платятся деньги, это, согласитесь, уже другое.
    Меня вовсе не напрягает приходящий по email спам. Хотя ежедневно десятки писем моментально летят в корзину. Но я считаю подобную рекламу сродни расклеиванию листовок на столбах и стенах домов, не замечая, что для этого существуют доски объявлений, и совершенно не заботясь о том, что этот мусор кому-то приходится убирать. Поэтому, и отношение к подобным организациям соответствующее.

  • 18 марта 2009 в 17:13 • #
    Viktor Shulin

    Ну, телевидение есть как бесплатное, так и платное, и рекламы хватает и там, и там... Также и почта... И, если вы оставляете на каком-либо сайте свой почтовый ящик для контакта, то со стороны адимнистрации логично будет воспользоваться им... У меня много ящиков, и на те, которые я не использую для регистрации, в год максимум 3-5 писем приходит... Береженого, как говорят...
    :))

  • 12 марта 2009 в 13:17 • #
    Олег Вдовиченко

    Спам будет существовать до тех пор пока спаммерам будут платить. Для борьбы со спамом нужно позорить компании, пользующиеся услугами спаммеров. Буду благодарен тому, кто откроет сайт с черным списком таких компаний. С удовольствием буду присылать контакты таких компаний. Каждый день ставлю по 20 фильтров для новых спаммерокормильцев

  • 14 марта 2009 в 17:35 • #
    Андрей Сырокомский

    Пока есть спрос будет и предложение. И Вы правы, Олег: лечить надо причину, а не следствие. Адреса:

  • 17 марта 2009 в 12:02 • #
    Светлана Канукова

    Дело хорошее и нужное. :)

    Компании-спамеры можно и нужно позорить, натравливать спамеров друг на друга, а также стоит добавлять в этот список особо жадных хостеров, которые закрывают глаза на то, что делается в их огороде.

    Являясь глобал-модератором на одном из форумов, могу констатировать, что две трети спамеров постоянно пишут с одного и того же IP-адреса (диапазона адресов).


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008