Тарас Бульба сгорел ни за грош?

Тарас Бульба сгорел ни за грош?

Тарас Бульба сгорел ни за грош?
Наши корреспонденты спорят о вышедшем сегодня в прокате одноименном фильме
07.04.2009
http://spb.kp.ru/daily/24273/468986/

ПРОТИВ

Тарас Бульба сгорел ни за грош

Картина Владимира Бортко — старательная иллюстрация к повести Гоголя, сделанная без понимания современного кино. Последние фильмы режиссера — как вызвавший всеобщий экстаз «Идиот», так и вызвавший нарекания «Мастер и Маргарита» — были телесериалами, снятыми «близко к тексту». В кино такой подход однозначно «не катит», да и гениальный текст Гоголя поди-ка перенеси на экран «близко к тексту». Впрочем, Бортко — режиссер отважный, не испугался даже художественный мир Булгакова потревожить.

Мнилось: «Тарас Бульба» в новом прочтении станет сварганенным по голливудским лекалам грубым «историческим комиксом» в духе «1612». Ах, если бы! На комикс тянут лишь отношения Андрия с Панночкой (кадр, в котором он, как в видеоприложении к журналу «Плейбой», рвет на ней платье, поминутно показывают по телевизору). Все остальное — буквалистское переложение текста. Без магии, встающей с гоголевских страниц. Без неразрывного сплава юмора и ужаса, делающих гоголевскую поэтику столь современной. Зато с голосом Сергея Безрукова, бесконечно поясняющим за кадром: «Вот она, Сечь!»

Всякий, ожидающий от «Тараса Бульбы» каких-нибудь провокаций — художественных или политических,— будет разочарован. Раскол между Россией и Украиной не беспокоит режиссера. Для него, как и для Гоголя, Запорожская Сечь была и есть часть России, что неудивительно. Однако антисемитские мотивы повести Бортко благородно смягчил: Янкель в исполнении Сергея Дрейдена — один из немногих персонажей фильма, которым придано какое-никакое человеческое лицо. Его лишены как Тарас Бульба (Богдан Ступка), так и его сыновья (Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко). Их ходульно-героические образы совсем не прописаны сценаристами, лишены драматического развития и, кажется, совершенно не интересуют ни постановщика, ни исполнителей, ни зрителей. Финальная сцена с горящим на костре заглавным героем вызывает у кого смех, у кого вздох облегчения.

Лишь в одной сцене забрезжил режиссерский интерес и проклюнулось напряжение. Это сцена, в которой Бортко любовно изображает страдания Остапа (Вдовиченков) на польской дыбе, когда ему сначала перешибают руки-ноги, а потом надевают животом на железный крюк. Школьники, которых насильно пригонят на «Бульбу» их злобные учителя, в этом месте, возможно, даже проснутся. Другой аудитории для этой картины я не вижу.

Стас ТЫРКИН

ЗА

Ну что, Ющенко, помогли тебе твои ляхи?

Экранизировать «Тараса Бульбу» Гоголя — все равно что птице долететь до середины Днепра: не у каждой получается, хотя многие и пытались. Но фильм Бортко, как бы к нему ни относилась кинокритика, попал в жилу. Смотреть его будут. Тут, конечно, и юбилей Гоголя подсобил, и кризис (из-за этого, говорят, украинцы недоделали своего «Бульбу»), и бережно сохраненный режиссером текст, оказавшийся невероятно актуальным и в 2009 году — особенно на фоне «теплых» отношений Москвы и Киева. Они нам Бандеру и Мазепу, а мы им запорожского полковника XVII века, мечтающего о приходе московского царя.

Не зря остряки даже на Украине переделали знаменитую «бульбовскую фразу» на свой лад: «Ну что, Ющенко, помогли тебе твои ляхи?»

А умирающий козак со словами: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» (прямая цитата из книги) — бальзам для тех, кому горько, что на Украине запрещают русский язык. Может, после премьеры «Бульбы» хоть кто-то вспомнит, что, по Гоголю, «великоросс и малоросс — две половинки одной души».

Семен ШАПКИН

Боярскому не привыкать скакать на лошади: он как в «Мушкетерах» сел в седло, так из него и не вылезает.

СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА

Ступка скакал верхом на квадроцикле

А Боярский снова оседлал лошадь.

Сцену, когда козаки берут штурмом знаменитую Хотинскую крепость, снимали под Каменец-Подольском.

  • А ведь именно здесь мы 30 лет назад снимали финал «Трех мушкетеров»,— вспоминает Михаил Боярский, сыгравший в фильме Мосия Шило.— Тогда я, как Д'Артаньян, защищал эти стены (речь идет об осаде форта под Ла-Рошелью.— Ред.). А теперь — по другую сторону баррикад. Ирония судьбы!

Чтобы батальные сцены получились на высшем уровне, Бортко выписал голливудского постановщика Ника Пауэлла, который работал над фильмами «Гладиатор», «Последний самурай»… Однако Ник, привыкший к по-американски идеально отлаженному процессу съемок, на Украине не мог привыкнуть к тому, что то приборы из строя выходят, то электричество отключат… К тому же часто возникали горячие споры с Бортко. В конце концов Ник не выдержал и со скандалом уехал из Каменец-Подольского, не закончив свою работу.

С исполнителем главной роли Бортко определился сразу — даже несмотря на то, что Богдан Ступка ну никак пудами не вышел, да и возрастом постарше гоголевского героя… Рост и вес, может, и не главное, но вот возраст (68 лет) Богдану Ступке все же мешал. Хотя кольчугу весом 5 килограммов он носил легко.

Но его герой часто скачет верхом. А с лошадьми у Богдана Сильвестровича еще в молодости неприятность вышла: на съемках фильма «Белая птица с черной отметиной» конь выбросил его из седла, и страх остался надолго. Навсегда останется за кадром, как Богдана Ступку везет не лошадь, а… квадроцикл! Для этого над седлом четырехколесного мотоцикла сооружали еще одно — накрывали попоной и сажали туда народного артиста. Дальние планы за Ступку выполнял дублер. Правда, когда лошадь шла рысцой, актер сам садился в седло. Но его одновременно страховали четыре человека.

Лилиана ФЕСЕНКО, Николай ЛЕЩУК, Анна ЧАЙКИНА («КП» — Киев»)

СКАНДАЛ

Корнелюк обиделся на Бортко?

Композитор не появился на премьере и даже не уверен, будет ли смотреть фильм.

Игорь Корнелюк знаком с Владимиром Бортко не первый год. Вместе они работали над картинами «Бандитский Петербург», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».

У композитора и режиссера произошли, как они сами это называют, «творческие разногласия». Корнелюк работал над музыкой к фильму больше года. А Бортко взял и поменял местами все музыкальные фрагменты. Мелодию, которую Корнелюк писал для одной части фильма, вставил в другую.

  • После этого между ними как черная кошка пробежала,— рассказали «КП» знакомые Корнелюка и Бортко.— Игорь обиделся, что Бортко не спросил его разрешения на переделку, даже грозился подать в суд.
  • Какой суд? Оно того не стоит. Обижаются только дураки,— ответил Игорь Корнелюк, когда мы позвонили ему за комментарием.— Да, у меня были другие идеи насчет музыки. Получилось так, как получилось. Для меня это ничего не значит. Фильм я не видел. Не знаю, пойду ли смотреть. Пока мне не до кино. Если хотите спросить про музыку, звоните Бортко.
  • Я глубоко уважаю Игоря и как человека, и как отличного композитора. Но он очень ранимый, как и все талантливые люди,— объяснил «КП» Владимир Бортко.— Я сделал так, как посчитал нужным. Думаю, со временем он успокоится и поймет, что я был прав.

Игорь КАРАСЕВ, Елена ЛИВСИ, Раиса МУРАШКИНА

116
Комментарии (1)
  • 8 апреля 2009 в 20:39 • #
    Татьяна Рущина

    На какие вопросы ответил режиссер Владимир Бортко

    Дорогие читатели! Как сообщили мне из местной редакции «Комсомольской правды», на мое имя пришло много вопросов о фильме «ТБ». Я счел своим долгом ответить дорогим землякам.

    Вера: Моему сыну 18 лет, фильм он посмотрел и меня просил настоятельно и обязательно это сделать. Вижу, задело его, он мне несколько сцен взахлеб пересказал, даже обсуждал некоторых героев, вернее мотивы их поступков. Уж если мой сын не сказал, что фильм "фигня или отстой" ( так обычно нынешнее поколение называет то, что не нравится, то фильм действительно достойный!! Обязательно посмотрю! Спасибо создателям за то, что смогли пробудить в наших детях, которых ну ничем не удивить, эмоции, а это дорогого стоит!!!

    Ответ Владимира Бортко:

    Дорогая… ! К сожалению не знаю имени Вашего сына, но обращаюсь к нему с благодарностью¸ что не попал в «отстой». Видит Бог, я очень старался сделать фильм интересным молодому зрителю, но, надеюсь, что и Вам понравится. Посмотрите.

    Энджи: Удивительно!!! Прочитал комменты и подумал, что в отличии от большинства восторженных почитателей фильма, я смотрел другое кино... Просто какой-то комикс с УРА-патриотической накачкой! А уж диалоги чего- стоят! :))) И еще, давно не видел, чтобы из зала уходили люди не досидев до конца сеанса, а на некоторых трагических моментах (типа фразы, висящего на пиках Дедюшко, о том, что вечно будет стоять Русская земля) в зале раздавались смешки и комментарии...

    Ответ Владимира Бортко:

    Видите ли дорогой «Энджи» (Это Андрей, что ли?), Бог его знает, что вы смотрели в отличие от БОЛЬШИНСТВА восторженных зрителей... Что до «ура патриотической накачки», то мне жаль, что вы не совсем внимательно прочитали в свое время повесть Гоголя, тогда, может быть, накачка эта вас не так бы удивила. Лично мне – накачка нравится. Как и диалоги, которые, поверьте, в основном, так же выглядят и у Гоголя. Ну а люди уходящие из зала… Тут много вариантов: может в туалет захотелось, а может – не в коня корм – так тоже бывает. Но может не и не понравилось действо – что же… Не по сто долларов раздают, может и не понравится. Но меня радует, что Вы досидели. Вспомянули Гоголя. Польза несомненная. Что касается висящего на пиках Дедюшко (земля ему пухом) и его речей: «пусть славится на веки Русская земля…» то это, Энджи, так называемый жанр: героическая, романтическая драма. Здесь это возможно, и даже необходимо. Вот если бы мы «Бандитский Петербург» снимали, то да – глуповато бы выглядело, а тут… Действие происходит в течении 150 лет, представляете? Герой весит 320 килограммов… (Так у Гоголя) И хотелось бы сохранить его стиль… Что мы и пытались сделать. Ну а смешки и комментарии в зале… Тут уже про понимание и культуру...

    Rem: Идея снять патриотическое кино, объединяющее русских и украинцев хороша. И Гоголь который гордился и теми и другими и не видел смысла разделять тут отлично подойдет. Но и кино должно быть для этого достойным. Пока же все говорят, что это полный ужас. Уход америкосовского специалиста привел к тому, что батальные сцены снявы чуть ли не как лет 50 назад и могут вызвать только смех. И это в весьма высокобюджетном для нашего кино проекте. Патриотические фразы нормально смотрящиеся в специальном этаком мифологическом повествовании Гоголя смотрятся просто глупо в кино. Когда серьезные вроде фразы в зале начинают вызывать смех, вся серьезность их теряется. В общем хотели как лучше, а получилось, как всегда. А жаль, на этот фильм надежды были большие. Но после "Мастера и Маргаривы", думаю уже многим стало понятно, что серьезное кино Бортко уже снимать не в состоянии. Увы

    Ответ Владимира Бортко:

    Ну, дорогой Рем: «Все говорят, что это полный ужас.. .» А вы-то что думаете? Что касается батальных сцен, то тут хотелось бы с вами поспорить… Возьмем к примеру сцену штурма крепости. Может, конечно, в отличие от вас я меньше видел, но тот же америкосовский специалист сказал мне: «О, это ест мой лучший сцена…» С чем, правда, и отбыл... Может и обманул, бандит, но не думаю. Он за свою работу отвечает. Так, что позвольте в этом месте с вами не с

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?