Телебоссов зрители не интересуют: Российское ТВ:...

Телебоссов зрители не интересуют: Российское ТВ: аналитический эфир сдулся, ставка - на тотальные развлечения

Телебоссов зрители не интересуют

Российское ТВ: аналитический эфир сдулся, ставка — на тотальные развлечения

В размышлениях о любых итогах всегда следует обращать внимание на то, чего не было раньше. Аналитический эфир во всех основных его измерениях и трендах в минувший сезон как-то скукожился, потерял драйв. Можно сказать… сдулся. Такое ощущение, что, отбыв политическую барщину, наши телеканалы так и не смогли перейти на оброк. Нельзя сказать, что они только что обрели фигурное катание, подноготную жизнь звезд, замечательных бандитов или Сталина. Тут все — сплошь тиражирование прежнего опыта. Новое — это, безусловно, тотальная установка на развлечение, которое проникает сегодня во все сферы телевизионной вселенной. Ситуация кризиса, на мой взгляд, этот призыв только усилит. Если до сих пор развлечение было всепроникающим, то в следующем — 2009-м — оно будет востребовано в функции уже чуть ли не наркотического опьянения. Под видом борьбы с кризисом, с его реальными драмами, с психологической нестабильностью люди естественным образом начнут размышлять: а вдруг сама жизнь устроена как-то не так, и то, что с нами происходит, есть не только следствие американского финансового краха? А вдруг они являются жертвами собственных, а не только чужеземных проблем? В связи с этим телеразвлечение будет гипертрофированным. Станет даже не наркотиком, но самим воздухом нашей повседневной жизни, своего рода кислородом реальности. Зрители будут не способны считывать все то, что не обладает развлекательным началом.

А вот страхи по поводу отсутствия денег на телепроизводство мне кажутся сильно преувеличенными и очень удобными, поскольку при возможном 30-процентном сокращении рекламных бюджетов позволяют убеждать, что катастрофа исчисляется аж 70%. Тогда можно с легкостью отсечь всех тех, кто давно начальству не нравится, а не только тех, кто профессионально плох или не выдерживает конкуренции. И, конечно же, тех, кто не умеет «дружить» (мы ведь понимаем, что одни из главных типов коррупции в нашей стране — это блат и дружба). Так что не сомневаюсь, что ТВ воспользуется всеми теми индульгенциями, которые выписал ему экономический кризис.

Еще одна важная новинка — руководители телеканалов очень довольны собой, что видно по итогам сезона, которые они подвели в прессе. Они удовлетворены и тем, что, по их собственным оценкам, очень правильно распорядились предоставленными им ресурсами. Универсальная оценка: «Мы были почти безгрешны». Надо признать, что и им, и стране это несколько раз подтвердили: президент (когда он сказал, что у нас лучшее телевидение в мире), и премьер-министр (когда приехал с поздравлениями на самый «любимый» российской интеллигенцией канал треша и ужастиков — НТВ). Процитирую Владимира Кулистикова: «Адреналин, впрыснутый в народную душу», «Будоражат умы, горячат сердца и вытягивают мысль с потребительского бездорожья на проспект вечных русских вопросов».

Кроме ледовых шоу все каналы весь год соревнуются в специальных комедийных форматах, скроенных таким образом, чтобы в них совсем затерялся смысл. Это специальные пустотелые конструкции, содержательная задача которых — заставить зрителя «забыться в ожидании скандалов». Из них выделяется «Большая разница» (Первый канал), в которой телевидение, надо признать, удачно смеется само над собой. Очень перспективная идея. В сущности, напоминает старые анекдоты про Политбюро. Они ведь были очень любимы советским народом. И я подозреваю, что их со старческим удовольствием рассказывали сами члены коммунистического ареопага. Только Первый канал благодаря своему персональному креативному потенциалу способен придумывать такие вещи. Издевка над ТВ перспективна еще и потому, что телевидение, как известно,— сфера табуированная, а значит, сильно зашлакованная мифами.

Меня по-настоящему поразили в минувшем году суперэффективные (и опять это связано с Первым) технологии продвижения программ к высоким рейтингам. Раньше можно было представить, что телевизионщики гоняются за тем, чтобы людям нравились их передачи. Это было понятно, они старались: посмотрите, мы сделали выдающийся проект, лучшее ток-шоу, прекрасный конкурс. Такой подход уходит в прошлое. Сегодня людей к экранам нужно привлечь любой ценой, даже если они будут люто ненавидеть увиденное. Руководители каналов поняли, что компаниям, распространяющим рекламу, они продают вовсе не качество программ и даже не внимание зрителей — а большей частью скандал, ожидание шокирующего контента. Пример — фильм «Мой муж — гений» о жизни Ландау. Промоутеры вещателя стали искать тех, кого он будет предельно раздражать. Что они делают? За месяц до показа отправляют картину не просто ученым-физикам, а прямо — в президиум Академии наук, где сидят одни сподвижники Ландау, знаменитые академики: Гинзбург, Велихов, Алферов, Осипов… которые, разумеется, приходят в ярость. Продюсеры же прекрасно понимали, как вызвать такую реакцию. Их протест они направили во все центральные газеты и журналы, получив фантастический пиар. Затем весь набранный негатив объявили «различными точками зрения на проблему: был или не был выдающийся нобелевский лауреат сексуальным маньяком». Что это означает в переводе на русский? Главное для телевидения — сам интерес к событию вне зависимости и от его содержания, и от его оценки. А для того, чтобы не обвинили в аморализме, можно за день до выхода скандального проекта показать документальный фильм Льва Николаева «Дау великолепный». И повторить его после «Закрытого показа». Чтобы и волки были целы — и овцы сыты.

Таких схем раньше никогда не было. Это сверхмощная и успешная PR-работа, на которую пока способен только Первый канал. Известно, к примеру, что он является главным промоутером нового фильма Валерия Тодоровского «Стиляги». Поэтому в жюри суперрейтингового «Ледникового периода» приглашаются звезды этой картины — Ярмольник, Янковский, Гармаш — и там, то ли случайно, то ли нет, они рекламируют этот фильм, опираясь уже на вспученную страсть наших соотечественников, от членов правительства до бомжей, к публичной жизни на льду.

Телебоссов на самом деле теперь не интересуют зрители, а занимает лишь борьба с «обожаемыми» конкурентами: схватки на льду идут на трех каналах одновременно. А рейтинговые очки набираются, когда один выпуск программы ставится в то самое время, когда идут и аналогичные. Специально, чтобы зритель не имел возможности посмотреть все три. Главное тут — доля: 17,9 или все-таки 18,3. И никто не задает лишних вопросов, кроме критики, которая, как известно, никакого влияния на телевидение не имеет. Как, впрочем, и Академия российского телевидения со своей погибающей премией ТЭФИ. А ведь это была до недавнего времени единственная внерейтинговая оценка телепродукции. Теперь и ее превратили в жесточайшую конкуренцию между управляющими эфира. Может быть, Швыдкому удастся выскочить из этого тупика, но пока… Имя ТВ-России — рейтинг.

Все мы понимаем, что Иосиф Виссарионович Сталин стал абсолютным кумиром нашего народа. По моим подсчетам, каждый третий день в российском эфире идет какая-то передача — фильм, программа, комментарий,— где он появляется или произносится его имя. Сегодня Сталин — абсолютный мегагерой страны, чаще упоминаются имена только двух наших лидеров. Понятно, что телеигра «Имя Россия» — не репрезентативна. Ее оценки не построены на научно обоснованных выборках и технологиях опроса. Зато все те, кто занимается современным мировоззрением, прекрасно знают, что если в 1988 году положительно роль Сталина в отечественной истории оценивало 12% населения, то сейчас, по самым разным опросам, от 51 до 57%. Это уже не могут быть жившие при нем нынешние пенсионеры. Теперь никакие другие герои медиа — ни Галкин, ни Собчак, ни даже сам Малахов — не могут быть сопоставимы с признанием заслуг тирана абсолютным большинством. Это заслуга телевидения. Не специально, а просто так… ради рейтинга. Но любому очевидно, что Сталин — это целостная философия жизни, а также принципов ее устройства: насилия, страха, тотального презрения к человеку, недоверия всех ко всем. И если он по результатам объективных измерений стал главным в нашем пантеоне героев, то мы не сумеем в будущем конкурировать с другими в сложно развивающемся мире. Зачем это делается? Неужели, по сути, только ради заработков нескольких сотен людей? Технология этой работы известна: сделать его образ поливалентным, показывая Сталина и как беспрецедентного в истории тирана, и как хитроумного политика, великого победителя, и как страдальца в семье, и как убийцу художников, но одновременно и как суперхаризматическую личность. Уверен, в ближайшие годы у него будет еще большее признание. О каком инновационном обществе может идти речь под подобным мировоззренческим водительством?

Весь год телезрители не имели никаких других, кроме лукавого рейтинга, инструментов влияния на родное ТВ. Профессиональные премии обезвожены, а новые технологии пиара способны так перепугать зрителей, что они не смогут отойти от экрана и будут стоять в ужасе возле него, держась за руки. Потрясающая психологическая обманка и эффективность.

Подпись: Даниил Дондурей

Источник: «Независимая газета» от 26.12.2008

26.12.2008

157
Комментарии (3)
  • 27 декабря 2008 в 13:07 • #
    Елена Мартынова

    Если каналы ТВ созданы для извлечения только выгоды или поддержания чьих-либо политических интересов, то эта ситуация неизбежна. Однако реальные рейтинги напрямую зависят от популярности канала у зрителей и сфальсифировать это невозможно. Смотрят люди - или не смотрят. Другого не надо. Если уровень и объем конкуренции мал в городе, то каналы будут делать то, что считают нужно. Такая же ситуация и с бесплатными рекламно-информационными изданиями. Если владелец журнала - творческая личность и цель его - реализация собственных возможностей, то это одна история. Если журнал создается "колбасником", которому абсолютно все равно, то ситуация другая.

  • 27 декабря 2008 в 15:35 • #
    Максим Макаренков

    Кто сказал, что аналитический эфир сдулся? Его грамотно сдули, полностью переведя на канал "Вести"

  • 28 декабря 2008 в 14:08 • #
    Виктор Долгий

    Все телевидение жестко сегментировано: есть каналы только для @@@ых людей ( СТС, ТНТ), есть для задвинутых на мистике ( ТВ3), есть религиозные каналы (Радость моя, Спас, Союз), есть каналы только для любителей отечественного или к-л друго го кино.... Но есть и специализированные каналы показывающие серьёзные новости и исерьёзный анализ- РБК, Эксперт ТВ, Вести, 5-й. Очевидно, скоро появятся и другие в этом сегменте. Первый, второй, четвертый каналы - уже на показатель всего нашего ТВ, а рудимент, как хвост у крысы( при том еще и длиннее туловища). Умный вдумчивый зритель просто не входит в те 17-18, может и 22 процента зрителей этих древних каналов.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008