«То ли гроза, то ли…»

«То ли гроза, то ли…»«То ли гроза, то ли…»

http://www.aif.ru/pobeda/article/34482

Коллаж: Андрей Дорофеев / АиФ

У части населения нынешний размах торжеств вызывает удивление. Кризис, однако…

Автор:
Вячеслав Костиков

Статья из номера:
АИФ № 18 
от 05 мая 10 

Празднества в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне поражают размахом. Грандиозный парад, неслыханный с советских времён патриотический гул на телевидении…

Нас как бы переносят во «времена Очакова и покоренья Крыма». Тогда после взятия Измаила патриоты с восторгом пели первый (неофициальный) русский гимн на слова Г. Дер-жавина и славили матушку Екатерину:

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!

У части населения нынешний размах торжеств вызывает удивление. Кризис, однако… Хотя, если вдуматься, власть поступает логично. Стране, особенно в трудные времена, нужны объединяющие праздники. А праздник Победы — то немногое, что ещё способно объединять людей в стране, где отчуждение народа от власти достигает угрожающих размеров. Почти 75% населения считают, что в стране нет согласия.

После парада
Память о войне всё ещё очень сильна в сердцах россиян. Ведь она прошла, по сути дела, через каждую советскую семью. Несмотря на различие мнений о цене Победы, праздник ложится на здоровую эмоциональную почву. И если хотя бы на один этот день — 9 Маямы почувствуем себя единой нацией, то все хлопоты и затраты оправданны.

Но вот пройдёт парад. Страна, отсалютовав, вернётся к проходным заводов, к грядкам на шести сотках, к скупым продуктовым корзинам, к кусающим платёжкам за электричество и газ, к очереди на приём к участковому врачу. Во вторник, 11 мая, на протрезвевший после «окопных 100 грамм» народ снова навалится безжалостная правда капитализма.

И у многих возникнет вопрос: а как мы будем праздновать следующую, неюбилейную годовщину войны? Ведь нельзя же постоянно дёргать страну за один и тот же победный нерв — великую и горькую память войны.

Хорошо помню
50-ю годовщину Победы в 1995 году. Дата была «круглее». Но кумача было много меньше. Причины скромности были очевидны. Страна уже пробовала на вкус первые «блины» гайдаровских реформ. На глазах рушился привычный мир советского человека. Казавшаяся единой страна расползалась на кварталы бедных и богатых. В Кремле, в окружении Б. Ельцина, обсуждали вопрос о том, не провести ли для придания народу заряда бодрости хороший, как в былые времена, Парад Победы. Но для парада в «большом стиле» уже не хватало ни пороха, ни бензина. Да и новая внешняя политика с прицелом на сближение с США требовала другой стилистики. Парад прошёл более чем скромно. Но это не всё…

У политической сдержанности ельцинских времён была и другая причина. Для поддержания идеологического тонуса ещё не нужны были чрезвычайные меры агитации. Ещё жива была энергия освобождения 1991 года. Памятен был шум Манежной площади, заряженной надеждой на новую жизнь. Даже после четырёх лет «шоковой терапии» у населения ещё оставались иллюзии, что «всё образуется». Б. Ельцин, выезжая в регионы, на пальцах показывал, сколько осталось ждать. «Ну, год, ну, другой…» Необходимости подсаживать народ на опьянение прошлых побед ещё не было. Ведь впереди маячили новые победы. Капиталистические.

За горизонтом…
Нынешняя реальность такова, что горизонты общих побед всё отдаляются и отдаляются. На празднике жизни ликуют высшая бюрократия, крупный бизнес, прикормленная попса. Недавние заявления высокопоставленных чиновников о том, что к 2020 году зарплата вырастет в пять раз, а продолжительность жизни — до 75 лет, восприняты с большим скептицизмом. В чудеса «суворовского перехода через Альпы» никто не верит.

По ходу кризиса более ясными стали масштабы нашего отставания. Аналитики оценивают его в 50 лет. Энергии прошлых побед, какими бы великими они ни были, для преодоления этого разрыва недостаточно. Праздниками победы над шведами, поляками и тевтонскими рыцарями модернизацию не приблизишь, народ и бюрократию не примиришь. Стране нужна не историческая, а живая энергетика, которая вовлекла бы в модернизацию большие пласты активного населения.

До сих пор мы были свидетелями повышенной энергии обогащения. Недавние пионеры приватизации стали энергичными строителями яхт, владельцами футбольных клубов, зарубежной недвижимости, офшорных счетов. Обслуживающая их высшая чиновная челядь нацепила «золотые парашюты». Взявшись за руки, они вырабатывают для страны идеологию праздника жизни. И похоже, что большой парад для них — всего лишь часть этой идеологии. Но стране нужна другая идеология.

На Западе она есть. Но наша элита её почему-то упорно забалтывает. Это идеология развития и возвышения среднего класса. Во всём мире именно он, а не крупная буржуазия является движущей силой модернизации. В России же в течение последних 15 лет власть делает ставку на олигархов. Вокруг них вертелась и продолжает вертеться вся идеология российской модернизации. Средний класс отдан на растерзание бюрократии и криминала. Нужно было дождаться кризиса, чтобы уяснить, что российской крупной буржуазии, выросшей на халявной приватизации, не нужны ни демократия, ни конкуренция, ни модернизация. Ей нужно стабильно присосаться к природным ресурсам, к бюджету и пилить, пилить, пилить…

    • *

В течение ближайших 10–15 лет мобилизационный ресурс Великой Победы растворится в реке времён. Молодое поколение уже сегодня не знает, кто такие Александр Матросов, Гастелло, Маресьев. Когда из жизни уйдёт последняя когорта ветеранов, Парад Победы будет окончательно приватизирован новой бюрократией. Если за это время не будет выработана идеология модернизации, созвучная интересам народа, Россию ожидает серьёзный моральный кризис. Проблема в том, что времена «большой идеологии», господствовавшей в России в течение 70 лет, безвозвратно ушли. Для неё нужны были великие потрясения, большие вожди, большие герои и большие враги. Ни того, ни другого в современной России, слава богу, нет. А «малая идеология» нам как-то не под стать…

Вячеслав Костиков,
директор аналитического центра «Аргументы и Факты»

298
Комментарии (27)
  • 7 мая 2010 в 19:29 • #
    Zhukov Eugene

    В России уже сегодня серьезный моральный кризис. Уже сейчас День Победы превращается в дорогое шоу, в котором большинство участников и зрителей в возрасте младше 35 лет даже не знает, о чем собственно идет речь...
    Грустно все это!

  • 7 мая 2010 в 20:18 • #
    Ольга Жернакова

    Да, министерству правды действительно, раскручивать то больше нечего - нет идей, а денег на пропаганду много. А нам такая шумиха ни к чему - мы поедем на старое деревенское кладбище, где лежат родные, учавствовавшие в войне, помянем тех из них, кто утонул в Азовском море, кто пропал без вести. И даже парад смотреть не будем - в той деревне электричество недавно отрубили.
    И еще - есть во всём этом пафосе что-то лицемерное. Мне кажется все нормальные люди это чувствуют. Чувство меры явно не знакомо главным пиарщикам страны. Если таковые конечно имеются.

  • 8 мая 2010 в 07:06 • #
    Евгения Мартын

    перестала смотреть телевизор совсем. включу его в розетку числа 11 мая. согласна, льётся одно лицемерие. на центральных каналах перемешались воедино новости о подготовке к 9 мая, победителях, оставшихся в живых, о том, как наши страны-братья разрушают памятники славным воинам, о том, что и в стране варварствует молодёжь - разворовывают мемориалы, убивают героев ВОВ для того, чтобы украсть и продать их бесценные награды рублей за 500 тут же за углом. Посмотрела фильм "Назад в будущее-2", пришло на ум, а если вот отправиться в прошлое, в тот 42, 43, 44 найти этого бойца и рассказать, что он пройдёт всю войну, победить и выживет и как он умрет в 2010 от рук подлого оборванца 19 лет из соседнего дома.

  • 11 мая 2010 в 16:21 • #
    Валерий Кичкаев

    а я в каком-то смысле рад, что молодежь не знает, о чем идет речь... лучше не знать и не забивать голову всей этой лживой мифологией

  • 12 мая 2010 в 11:16 • #
    Анна Колесникова

    Не знать, что война была?! - да всё, что у Вас есть, есть благодаря в том числе тому, что Вы остались русским в России на своей территории, а не русским в России на чужой территории. Сейчас Вы редактор, а могли бы быть пресмыкающимся...

  • 12 мая 2010 в 11:35 • #
    Валерий Кичкаев

    если бы не было революции, возможно, я был бы дворянином :-)))))

    а вы считаете, что победа в войне уменьшила количество пресмыкающихся?

  • 12 мая 2010 в 11:46 • #
    Анна Колесникова

    Мы сейчас говорим не о революции, а о войне.
    Да, победа уменьшила в процентном содержании пресмыкающихся. Потому что люди вынуждены были, чтобы победить, обращаться к такому качеству как мужество, которое сопряжено с достоинством личности.

    А если вы хотите перевести внимание на революцию, то я вам так скажу: так поступают в случаях, когда не состоятельны в том, чтобы отвечать "за базар".

    У меня дочь, когда не хочет отвечать за то, что не убрала в комнате в течение нескольких дней, сколько я её не просила, прячется за "хочу спать", "хочу есть", "хочу порисовать", "хочу поиграть" или за "мам, а давай поговорим о чем-то". Но я её возвращаю снова и снова к текущей проблеме. Вот сначала об этом, сначала за это ответь, а потом об остальном "побазарим".

    Что касается революции, то до неё была разная аристократия. И часть из неё как раз таким самым способом отвлечения внимания. переключения его на что угодно, кроме обозначенной проблемы, - как раз такая аристократия и приблизила эту самую революцию. Не дворяне они по сути были, а быдлом духовным. Пр всей внешней аристократичности.

  • 12 мая 2010 в 11:18 • #
    Анна Колесникова

    Да, в самом деле, ветераны-то сами по себе никому не нужны. Они как нищенствовали, так и нищенствуют. Про них вспоминают только под федеральные и региональные праздники победы. И только ради пополнения собственной "копилки тщеславия" - пиара.

  • 12 мая 2010 в 11:37 • #
    Валерий Кичкаев

    болезнь России - кивать на власть, которую люди сами и выбирают...
    А что вы сделали для ветеранов или ветерана? Что вы сделали, чтобы власть была другая?

  • 12 мая 2010 в 11:51 • #
    Анна Колесникова

    Вы подтвердили мои сомнения относительно Вашей аристократичности. Когда человек не способен отвечать, он сразу тычет в обратную, мол "а ты сам что?".
    ДА ВОТ ЧТО ХОТЯ БЫ: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/tag/%d2%f3%f0%ee%e2%20%c2.%d1.

    А САМ ЧТО СДЕЛАЛ???? Или что теперь? - будем дальше куда-нибудь возвращаться - к монголо-татарам? к княжьим междоусобицам?

    Вы вообще не заметили, что сами киваете на революцию (см. Ваш предыдущий комментарий)? Если бы Вы тогда жили, то Вы бы эту революцию и допустили.

  • 12 мая 2010 в 13:21 • #
    Валерий Кичкаев

    Анна, я вам не "тыкал" - к вопросу об аристократичности

    Сделали вы много - создали блог и разместили картинки парада, собственно, это делает современная российская власть а до этого - коммунисты, в государственном масштабе, конечно - на праздники вешает медальки, выдает пайки, одним словом, славит героев...

    Я как раз наоборот - призываю смотреть в будущее, а не жить прошлым и к монголо-татрскому игу, как вы сказали, не возвращаю (кстати, монголо-татарское иго - это продукт лживой советской историографии, не было ига, было взаимовыгодное проникновение двух культур).

    К вопросу о дедушках - у меня было их трое - один погиб на фронте, один служил в НКВД и был репрессирован 1946 году, один воевал на флоте, выжил и дожил до 1988 года. Жил с ранениями, у государства ничего не просил и в порядке общей очереди получил в 1987 году квартиру и через год - умер, благо бабушка жива и пользуется этой квартирой.

    По поводу памяти. Война была не одна - воевали и в Чечне, и в Афганистане (там трое моих одноклассников полегло) мог и я туда попасть - если бы послали. Во всех случаях - Уродина (Родина), подставляла своих людей под пули, а выжившых, бросала на произвол судьбы. Я верю Елене Боннер, жене Сахарова, которая говорит, что она не видела и не слышала на войне ни разу лозунгов За Сталина или За Родину.

    И еще, я не помню, чтобы в Западных странах, по поводу войны была такая шумиха.

  • 14 мая 2010 в 10:37 • #
    Анна Колесникова

    Вы относитесь к тому роду людей, которые не способны сосредоточиться, рефлексировать, кого не уловить, потому что вертятся как уж на сковородке.
    Не Вы ли сами ткнули дискуссию в революционное прошлое??? А теперь выпрыгнули оттуда и уже сверху вниз начинаете призывать смотреть в будущее. Вы выберете, что Вы вообще хотите. И в памяти хотя бы недавнее прошлое держите. Про давнее прошлое я уже просто молчу.
    Потому что Ваше будущее при такой беспамятности может быть крайне сложным.

    Что касается Запада, то Франция, например, много вообще не шумела - тихонечко сдали страну без боя, и всё.
    Чего им сейчас шуметь-то? Чего шуметь Штатам? Англии? - у них Сталинграда не было, блокадного Ленинграда не было, Курска не было. Им не на чем шумы разводить.

  • 14 мая 2010 в 17:15 • #
    Валерий Кичкаев

    Я отношусь к тому роду людей, кто не ставит другим диагноз, а просто высказывает свою точку зрения. Я думаю французское сопротивление обиделось бы за слова - сдали страну, а американцы - за Харбор, а англичане - за бомбежки Лондона и других городов, а все вместе - за второй фронт. Вы предлагаете взвешивать убитых на килограммы или на количество погибших? Так я вам скажу, что Советский Союз - проиграет, потому что в СССР - цена человеческой жизни равнялась почти нулю. И эти миллионы наших бабушек и дедушек, убитых на войне и собственным НКВД - это просто пыль для тоталитарного государства.

  • 12 мая 2010 в 11:42 • #
    Татьяна Рущина

    Анечка, я согласна с Вами. Как можно забыть подвиг наших бойцов, многие из которых так навсегда и остались молодыми?
    У меня дедушка погиб на войне. Даже под пулями он волновался, как там без него любимая жена и дочка-школьница. За Родину, за них, он и отдал свою молодую жизнь.
    Светлая память всем погибшим за нашу любимую Родину!

  • 12 мая 2010 в 11:53 • #
    Анна Колесникова

    У меня дед тоже воевал, всю войну прошел. Бабушка воевала. Если такие вот будут эту память в миф превращать, то однажды их ждёт война покруче. И последняя.

  • 12 мая 2010 в 14:29 • #
    Валерий Кичкаев

    Я вам не угрожал :-)))

  • 12 мая 2010 в 15:47 • #
    Анна Колесникова

    А я Вам чем угрожала? - следуя Вашей логике, угрозами пропитаны все даже самые уважаемые СМИ, включая федеральные, государственные.

    Вы путаете то, что Вы назвали угрозой, с элементарным уровнем прозорливости, основанном на простой логике.

  • 12 мая 2010 в 17:42 • #
    Валерий Кичкаев

    Армагеддон :-)))

    Лучше бы городу название историческое вернули

  • 14 мая 2010 в 10:31 • #
    Анна Колесникова

    Молодой человек, Вы неумны: я Вам дала ссылку, и если бы Вы по ней прошли, то Вашего комментария историческое название города бы не было.

    Вы похожи на обезьянку, которая ничего видеть и слышать не хочет, но берется обо всё рассуждать.

    Хотите про Армагеддон пообщаться? Не боитесь в лужу сесть?

  • 12 мая 2010 в 14:28 • #
    Валерий Кичкаев

    Татьяна - это ваша личная память и ваше моральное право - забывать своего дедушку или не забывать.
    Я же говорю об исторической памяти и что-то я не припомню, что так называемые уроки истории - кому-то пошли на пользу. Войну у нас вспоминает государство потому, что использует войну в своих пиар-целях.
    Я своих дедов - не забываю, но и кричать на всю страну о том, какие они герои - не собираюсь - это мое личное дело. Могу не думать о них - могу думать. Три года назад занялся раскопкой истории с дедом, которого репрессировали после войны. Ни мой отец, ни моя бабушка (жена этого деда) были не в курсе что с ним - приехала машина и забрали. А мне захотелось, были возможности и я раскопал данные - что с ним было и когда он умер и где. Но я повторюсь - это мое личное дело.
    Кичиться и кричать столько лет - о победе над врагом - как это глупо. Само название праздника - День Победы - говорит лишь о комплексе неполноценности :-)))

  • 13 мая 2010 в 00:27 • #
    Татьяна Рущина

    Валерий, Вы не правы. Уроки истории всегда идут на пользу. Вот только плохо у нас стали знать свою историю.
    А война прошлась по судьбе каждой семьи в нашей стране.
    Папа мальчишкой, только что окончившим школу, защищал Ленинград. Войну кончил уже офицером. Так им и остался после войны. Заочно окончил исторический факультет ЛГУ.
    Нельзя забывать тех, кто сделал все возможное, чтобы поскорее наступила мирная жизнь!

      • *

    Я столько раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу - во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    1943
    Юлия Друнина. Стихи о войне:
    http://www.drunina.ru/war.html

  • 13 мая 2010 в 13:56 • #
    Валерий Кичкаев

    Уроки истории не идут на пользу - это доказывает сама история, иначе, и у меня, и у вас уже были бы крылышки. Вот скажите, в чем был урок этой войны, для кого был урок?

  • 14 мая 2010 в 10:39 • #
    Анна Колесникова

    Некоторые даже когда в аду горят, уроков не выносят.

  • 14 мая 2010 в 17:17 • #
    Валерий Кичкаев

    это очень по-христиански :-)))

  • 13 мая 2010 в 17:52 • #
    Ольга Жернакова

    О чем спорить? НИКТО И НИЧЕГО НЕ СОБИРАЛСЯ ЗАБЫВАТЬ. Вот только правда о войне в последнее время всё больше вылезает та, которую не очень хотелось бы многим слышать. Накануне Дня Победы дочь с классом ездила возлагать цветы погибшим, на Кривцовский мемориал. (Орловская область).20 тысяч там лежит. Когда она пересказала мне содержание экскурсии - у меня волосы дыбом встали.
    Зима, на речке лед, на одной стороне наши, на другой фашисты. Немцы заняли оборону на том берегу, что выше, у них - танки, пулеметы. Наши танки и пулеметы через реку не могут переправиться. Что делать - есть приказ идти в атаку. Пошли пехотой, с винтовками, на снегу как на ладони - сверху видно всех. На верную смерть. Я ничего не понимаю в стратегии и тактике войны. Но связь между истреблением "белой кости" и ТАКОЙ ВОЙНОЙ усматривается. Пока научились... полегло столько. Были, конечно и отцы-командиры, кто спорит, всё было.
    Я теперь понимаю, почему мой дед никогда не рассказывал мне о войне. Он не хотел что бы я так думала о войне. А выпало ему то же - идти с винтовкой в атаку на танки и пулеметы, был ранен во втором в своей жизни бою, 18 лет только исполнилось. От их дивизии через две недели боев осталось не больше роты. Командира, правда отправили под трибунал.
    А стыдно нам теперь говорить об этом, потому что в России мало что поменялось за это время - и командование, мягко говоря, бездарное и жизни простого, обычного человека по прежнему грош цена, не для людей у нас всё.

  • 14 мая 2010 в 17:24 • #
    Валерий Кичкаев

    Ольга, откуда ж взяться нормальному командованию, если оно до войны было истреблено, а еще раньше белая гвардия либо разъехалась, либо была перебита.
    Ваш дед - деликатный человек, я его понимаю. Мне мой дед, тоже ничего не говорил. Зато мне рассказал ветеран войны с которым я на пару лежал в послеоперационной палате, посчитал, что чужому человеку - можно.

  • 14 мая 2010 в 18:06 • #
    Ольга Жернакова

    хорошо, что мы дожили до века интернета - хороший сайт о войне http://www.iremember.ru/
    Я помню. и еще остались люди, которые могут рассказать нам свои реальные истории.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008