Унесенные с пудрой

Унесенные с пудрой

Государства, выбрасывающие миллионы на улучшение собственного имиджа, как правило, не торопятся с реальными реформами

Всемирно известное агентство Satchi & Satchi, мастодонт пиара и рекламы, выиграло конкурс на контракт с правительством Косова по улучшению имиджа республики. Это то самое Satchi & Satchi, чье российское подразделение несколько лет назад посадило Немцова-Чубайса-Хакамаду в реактивный «джет» с кожаным салоном, облекло в формат рекламного телеролика и отправило в предвыборный полет по России. Пассажиры самолета были молодыми, талантливыми, успешными, верящими в свободу личности и рынка. Страна была преимущественно пожилой, бедной и невезучей, истосковавшейся по сильной руке. СПС с треском проиграл выборы. S&S не проиграло ничего. Спросите любого пиарщика, и он с удовольствием разъяснит вам, что с особым рвением борется за выполнение абсолютно безнадежной задачи.

Но вернемся на Балканы. В Косове выполнение важной государственной задачи стоимостью 5,7 миллиона евро доверено израильскому подразделению транснационального гиганта, сообщил агентству «Ассошиэйтед Пресс» министр финансов Косова Мухаррем Шахини. Он же дал понять, что одна из целей сделки — помочь с признанием независимости бывшего югославского автономного края теми государствами, которые этого еще не сделали.

Республику Косово, в одностороннем порядке провозгласившую свою независимость год назад, признали 54 государства мира. Остальные, включая Россию, не признали и пока свою позицию менять не собираются. Более того, Сербия только что заявила, что заблокирует принятие Косова в ОБСЕ. Но Приштина очень хочет в ОБСЕ. И наверняка априори хочет в НАТО и ЕС. Satchi & Satchi призвана на помощь, чтобы и эту сказку сделать былью, хотя далеко не каждая сказка того заслуживает.

Ведь проблема Косова не только в том, что парад ее суверенитета так и не стал фейерверком: теперь-то ясно, что это был парад с участием правительств, но без должной «зрительской поддержки» со стороны общественного мнения. И не только в том, что ее руководителям довольно трудно стереть в пыль собственное прошлое во главе (или в рядах) совсем не безгрешной ОАК (Освободительная армия Косова) и начать международную жизнь с чистого листа. Проблема Косова не исчерпывается даже репутацией его жителей, находившихся последние полтора десятилетия на гребне иммиграционных волн в ЕС, США и Канаду, но так и не зарекомендовавших себя светочами законопослушания и лояльности. За общинами косовских албанцев по всему миру тянется шлейф громких скандалов: контрабанда наркотиков, сутенерство, махинации с кредитками. Прошлое невозможно погасить как лампу, но его хотя бы можно понять. Хуже, когда прошлое настырно переходит в будущее.

С тех пор как Косово с одобрения Запада провозгласило свою независимость, сюда по различным программам ЕС, Совета Европы, многих других международных организаций пошли, как у нас говорят, реальные деньги. Но прозрачность и эффективность расходования средств вызывает у многих наблюдателей все больше вопросов. Коллективный «товарищ Саахов», сплошь и рядом путающий свою шерсть с государственной, пока одерживает верх над педантичными и аккуратными еврочиновниками. И вот «товарища Саахова» решено причесать, побрить, напудрить и заново выпустить в мировой свет. Станет ли он после этого лучше различать свое и чужое, правдивое и лживое, честное и нечестное — вот вопрос. Главная проблема Косова — скудость морального ресурса. Того самого ресурса, из-за недостатка которого Россия сейчас гораздо тяжелее переживает кризис, чем страны Запада.

О том, к чему это приводит, руководителям Приштины лучше бы спросить у «коллег по несчастью» из России и Белоруссии, также испытавших проблемы с международным имиджем. Дабы решить их, Кремль еще перед саммитом «Восьмерки» в Питере нанял американское агентство Ketchum, а белорусский президент Александр Лукашенко в прошлом году лично подписал контракт с британским пиар-гуру лордом Беллом, возглавляющим Chime Communications. Отчитываясь спустя какое-то время о проделанной работе, и глава Ketchum Питер Гилфорд, и Тимоти Белл указали на целый ряд позитивных сдвигов в международном имидже своих подопечных. Новая прическа красивая, смотрится, на наш взгляд, хорошо… Но ничего не было и не могло быть сказано о том, что думают и говорят головы, носящие эту прическу. И что делают люди, носящие эти головы. Понимают ли они, что нельзя, решительно невозможно улучшить виртуальный имидж, не меняя реальной политики, не проводя эффективных реформ?

Для тех, кто добывает и подписывает многомиллионные имиджевые контракты, все перечисленные вопросы — не более чем донкихотство. Зато для миллионов простых граждан — проблема хлеба насущного. Тем более в кризисные времена. И никакой лорд Белл не поможет ее решить.

Источник: Новая газета

Подпись: Борис Юнанов, специально для «Новой»

09.02.2009

118
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008