Усиление взаимовлияния текстовой и визуальной информации как...

Усиление взаимовлияния текстовой и визуальной информации как тенденция в развитии СМИ

195
Комментарии (37)
  • 8 января 2009 в 00:13 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Смысл - главное...
    Даже когда мы просто смотрим на фото, рисунок и т.п. мозг требует комментария: это что?

  • 8 января 2009 в 01:30 • #
    Александр Агафонов

    Александр Агафонов (редактор отдела экологии и охраны труда, журнал "Берг=коллегия"), Сегодня в 01:19 Удалить Изменить (осталось 10 минут)

    Владимир, мне думается, Вы, очень правы! именно - по поводу "работы мозга", если этот мозг довольствуется последующим комментарием "к картинке", а сам "не работает", то и говрить не о чем. тем более о каких-либо "тенденциях"...

    Потому как.
    Картинка картинке - рознь!
    Иначе "Бурлаков на Волге" или "плесские" мотивы Левитана никто бы не смотрел "в натуре", т.е. в музеях. Все бы довольствовались репродукциями (особенно цифровыми - выхолощенными до нельзя). Именно поэтому тенденцию "новой" назвать никак нельзя!
    Прекрасные черно-белые фоторепортажи в советских СМИ 45 -50 летней давности (типа полета Гагарина или самолета ТУ 160, вертолетов Камова и прочих чудкс техники тех времен, которые являются гордостью современных авиации и визуальных СМИ) и сегодня пример-обоазец выразительности, доходчивости, убедительности. И - главное - для этого вовсе не надо было орать "ректальным" голосом, как это нынче происходит в пресловутом "ящике - дебильнике- деградаторе", то бишь - ТВ. Во-истину: "чудише: - обло, озорно,огромно и столайя..."
    Картинка картинке - рознь!
    Иначе "Бурлаков на Волге" или "плесские" мотивы Левитана никто бы не смотрел "в натуре", т.е. в музеях. Все бы довольствовались репродукциями (особенно цифровыми - выхолощенными до нельзя). Именно поэтому тенденцию "новой" назвать никак нельзя!
    Прекрасные черно-белые фоторепортажи в советских СМИ 45 -50 летней давности (типа полета Гагарина или самолета ТУ 160, вертолетов Камова и прочих чудкс техники тех времен, которые являются гордостью современных авиации и визуальных СМИ) и сегодня пример-обоазец выразительности, доходчивости, убедительности. И - главное - для этого вовсе не надо было орать "ректальным" голосом, как это нынче происходит в пресловутом "ящике - дебильнике- деградаторе", то бишь - ТВ. Во-истину: "чудише: - обло, озорно,огромно и столайя..."

    (Ответить)

  • 8 января 2009 в 01:53 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Кто ж спорит? Визуальный образ должен быть сперва осмыслен.
    Вот когда мозг провёл первичную фундаментальную работу, тогда начинает восприниматься то, что называется искусством...

  • 8 января 2009 в 02:03 • #
    Александр Агафонов

    Согласен. Но, мы говорим о СМИ. А СМИ - это что? Журналистика? ("вторая древнейшая" - то бишь - ремесло?). Или... как там по -Некрасову?

  • 8 января 2009 в 02:08 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Не понимаю вашего вопроса, ведь смысл первичен...

  • 8 января 2009 в 02:40 • #
    Александр Агафонов

    Смысл, безусловно, первичен. Но... "Мемент о мори" - в дословном переводе - помни о смерти . Осмыслять (осмысливать) зрительный образ в ИСКУССТВЕ можно "моментально", как Вы, Владимир думаете (?), или бесконечно, или, по крайней мере, времени для пяти поколений хватит на это. "Джоконда", Рафаэлева "Мадонна".
    А журналистика (Некрасов , наверное, путал, картежник старый, определял ее выспренне , как "Глаголом жечь,,," , т.е. все-таки , наверное, как искусство, а не как "вторую древнейшую", обслуживающую ныне продажу домов, диванов и прочей утвари, которые продать надо - сегодня, сейчас! И словом ли, образом помочь этому и себе, пииту, материально заодно пособить...

  • 8 января 2009 в 10:41 • #
    Руслан Набиев

    И что дает комментарий Вашему мозгу, Владимир? :)

  • 8 января 2009 в 16:36 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Спасибо за скрытый комплимент в том, что PromoLine Communication Agency признаёт, что мозг у меня есть.
    Но, судя по вашему вопросу, некоторые люди не читают того, что уже было написано ранее... А это симптомы дисфункций мозга.

  • 9 января 2009 в 00:47 • #
    Руслан Набиев

    Владимир, не хотел обидеть, бытие человека и осознание посредством головного мозга естественно и понятно, лично мне было интересно, почему при виде картинки Ваш мозг требует комментарии, не уверен, что здесь есть истоки дисфункций мозга, не был бы столь критичным, но Ваше право...

  • 9 января 2009 в 04:39 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Если не верите - проведите блиц-опрос. Картинки без комментария ничего не говорят. Они могут говорить только в том случае, если вы уже имеете знание о визуальных образах.

  • 9 января 2009 в 09:59 • #
    Руслан Набиев

    Владимир, картинка с комментарием тоже ничего не говорят :) восприятие человеком окружающего мира (формы освоения, познание мира) зависит от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. Эмоция - результат оценки самим организмом своего отношения с окружающей человека средой. И благодаря эмоциям происходит осмысление в частности визуальных образов, которые впоследствии трансформируются в комментарий - логически и стилистически оформленное Ваше мнение.

  • 9 января 2009 в 15:31 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    На эту тему можно диссертацию написать... Вопрос был о соотношении смысла и картинки.
    Конечно, вы правильно затронули эмоциональную сферу, формирующую отношение...
    А ещё "до" начала действия эмоций информация проходит также целый ряд психофизических стадий...

  • 9 января 2009 в 15:46 • #
    Руслан Набиев

    Да, и об этом говорится в первом предложении :) Владимир, правд, много истина одна, и она не в наших мнениях и комментариях.

  • 9 января 2009 в 16:17 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Думаю, это заблуждение искать одну-единственную истину. Ведь люди делятся и на визуалов, и на аудиалов, другие категории по структуре восприятия информации. Мир многополярен. Хотя истину об одной единственной истине можно было бы подтвердить ссылками на Священное писание... Но это ведь не доказательство.

  • 9 января 2009 в 17:23 • #
    Руслан Набиев

    Мир проще наших усложнений ;)

  • 9 января 2009 в 17:35 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Сначала человек стремится его разложить по-полочкам... Как ребёнок, разбирает игрушку. Но нужен мозг (см. выше), чтобы собрать всё воедино. :)))

  • 9 января 2009 в 17:43 • #
    Руслан Набиев

    и правда - смотрите выше :))))

  • 8 января 2009 в 00:26 • #
    Маргарита Кузьмина

    Психология аудиовизуального восприятия предполагает именно такую форму чтения медиатексов. Это естественно, Можно усилить данный тезис.
    Видео>Фото или картинка>Текст. Именно в такой последовательности мы "читаем" экранную информацию. Спорить на эту тему бесполезно.

  • 8 января 2009 в 00:29 • #
    Маргарита Кузьмина

    Уважаемая Ирина Николаевна, к сожалению ссылки не открылись.

  • 8 января 2009 в 00:34 • #
    Светлана Крус Мендоса

    И все же желательно, чтоб люди больше читали, вдумывалист в текст, сопереживали прочитанному, формировали собственное отношение к прочитанному, а не просто "глазели" на картинки. Есть такое понятие - созерцательный тип личности. Лишь бы тупо созерцать, пропуская мимо сознания сущность того явления, что запечатлено на картинке. Это не есть хорошо.

  • 8 января 2009 в 01:04 • #
    Ольга Николаевна Иванищева

    У меня тоже ссылки не открылись, к огромному сожалению. Может, есть другой вариант?

  • 8 января 2009 в 01:19 • #
    Александр Агафонов

    Картинка картинке - рознь!
    Иначе "Бурлаков на Волге" или "плесские" мотивы Левитана никто бы не смотрел "в натуре", т.е. в музеях. Все бы довольствовались репродукциями (особенно цифровыми - выхолощенными до нельзя). Именно поэтому тенденцию "новой" назвать никак нельзя!
    Прекрасные черно-белые фоторепортажи в советских СМИ 45 -50 летней давности (типа полета Гагарина или самолета ТУ 160, вертолетов Камова и прочих чудкс техники тех времен, которые являются гордостью современных авиации и визуальных СМИ) и сегодня пример-обоазец выразительности, доходчивости, убедительности. И - главное - для этого вовсе не надо было орать "ректальным" голосом, как это нынче происходит в пресловутом "ящике - дебильнике- деградаторе", то бишь - ТВ. Во-истину: "чудише: - обло, озорно,огромно и столайя..."

  • 8 января 2009 в 12:35 • #
    Дмитрий Мернов

    Это было давно, и наверное уже не совсем правда ))
    Журнал Шпигель именно этим и взял в своё время.
    Теперь по-моему ,пошла новая, ещё совсем почти неуловимая тенденция...

  • 9 января 2009 в 12:43 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    Если это интересно, предлагаю свои тезисы по данной проблеме, подготовленные к конференции в МГУ (февраль, 2009).
    С уважение, Сергеенко Алла.

    Тенденции визуализации в журналистике: новый жанр или изобразительные средства?

    Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой

    Преподаватель кафедры теории и практики журналистики
    Сергеенко Алла Александровна

    Специалисты по проблемам массовой коммуникации отмечают возрастающую роль визуальной информации в восприятии мира, социального пространства. Этому способствует динамичное развитие новых цифровых технологий, которые влияют на качественную сторону коммуникации, способствуют появлению новых средств коммуникации. Улучшается качество «картинки», которая интегрируется в новые каналы передачи информации. Рост потребительской корзины, довольно разнообразный рынок теле- и радио- аппаратуры, мобильной техники, внимание индустрии рекламы к продвижению этих товаров стимулирует граждан к покупке, а многих и к периодическому обновлению «средств коммуникации». Для одних это становится данью моде, для других - делом престижа, для третьих - процессом индивидуализации в восприятии информации. Так в семье формируется новый тип аудитории: по гендерному или возрастному принципу, по интересам. Формально это зависит от количества телевизоров или компьютеров, подключенных к Интернету, внутрисемейных отношений. Сохраняется тенденция индивидуализации или демассовизации аудитории.
    Психологи отмечают, что наглядно-образное мышление предшествует словесно-логическому. Способствует более быстрому восприятию информации.
    Из истории журналистики, а, скорее всего, пражурналистики, мы знаем, что в Древней Греции доминировала визуальная коммуникации: левкомата, надписи на культовых сооружениях. Я. Н. Засурский подчеркивает, что культура «глаза» и восприятие мира через глаз становится сегодня особенно существенным фактором и важным аспектом теории и реальностей коммуникации. В этом смысле, исследуя коммуникацию, мы соединяем текст с визуальными качествами, которые опираются на искусство, дизайн, фото и фильм.
    Сегодня инфографикой в первичном ее значении (таблицы, диаграммы, графики) никого не удивишь. Набирает силу и заявляет о себе «неоинфографика». Многие журналисты и специалисты в области СМИ склонны считают инфографику новым зарождающимся интегральным журналистским жанром, который соединил в себе вербальное и визуальное содержание. Такая инфографика широко используется в российских газетах и журналах: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Итоги», «Cnews», «Русский репортер» и многие др.
    Такой продукт информационно насыщен, систематизирует восприятие, привлекает аудиторию. Если выделять функции инфографики кроме оформительских, то, в первую очередь, это структурированная передача информации (аналитическая) и образовательная функция. Примером реализации культурно-образовательной функции может служить журнал «Все ясно», в котором более 70% информации было представлено посредством современной инфографики.
    Технические и графические возможности СМИ совершенствуются, изменяются качественные характеристики аудитории, формируются новая культура восприятия журналистского текста. Хотелось, чтобы этот процесс происходил гармонично, способствовал развитию не только наглядно-образного, но и словесно-логического мышления аудитории, личности, выполнению журналистикой не только рекреативных, рекламный, но и других, основополагающих, социальных функций.
    Как отмечает А.А. Тертычный, главная преграда при создании «завершенной» картины жанров прессы – отсутствие диалектического подхода в разработке жанровой проблематики.
    Современная инфографика с уверенностью шагает по страницам периодической печати, привлекает читателей и исследователей. На поставленный вопрос: «Является ли инфографика новым журналистским жанром?», - ответит время.

    Используемая литература
    1. Я. Н. Засурский. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. – М., 2007.
    2. А.А. Тертычный. Система жанров прессы: методология создания.//Коммуникатор – ХХI: Избранные лекции для студентов факультета

  • 9 января 2009 в 19:14 • #
    Ирина Розина

    Любопытно, но вопросы по инфографике тем не менее остаются.

    Эти материалы вы будете представлять презентацией на конференции журфака МГУ "Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ" 9-11 февраля?

    Когда будет ваше выступление по программе? Можно будет продолжить дискуссию на эту тему с теми, кто будет участвовать в конференции.

  • 10 января 2009 в 12:33 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    У меня есть подборка материалов по данному вопросу, но это не основная тема моих профессиональных интересов. Инфографика меня интересует в контексте психологии восприятия аудиторией текстов СМИ. Подробной программы конференции я еще не видела, но в дискуссии готова принять участие.
    Сергеенко Алла.

  • 10 января 2009 в 14:00 • #
    Ирина Розина

    Тогда былобы здорово заранее подготовить такую подборку ссылок на релевантные материалы для тех, кто интересуется (handouts), а перечень возникающих вопросов по этой теме предложить и обкатать уже в этой аудитории.
    Мы пробуем подобные технологии, чтобы расширить рамки традиционных конференций. Т.к. непосредственно на конференции, к сожалению, мало времени дается на дискуссии с автором, который в теме варится больше остальных. В результате остается неудовлетворенность и у выступающего, и у только внимающих...

  • 10 января 2009 в 14:55 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    Хорошо, спасибо.

  • 10 января 2009 в 13:02 • #
    Виктор Кондаков

    Журналистика прежде всего визуальна (кроме разве что радио). Даже в печатных СМИ текст - это шрифты, верстка, расположение его в пространстве полосы. В принципе текст - это организация пространства. С другой стороны, любая иконографика в СМИ фактологична и потому вербальна.

  • 10 января 2009 в 18:22 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    Я с Вами согласна. Но в журналистике традиционно выделяют содержательные и изобразительные средства. Например, содержательный и изобразительный анализ газеты или журнала как типа издания. Современная инфографика является, на мой взгляд, и тем и другим средством.
    Сергеенко Алла.

  • 10 января 2009 в 18:51 • #
    Виктор Кондаков

    Думаю, что такое разделение устарело. Или, скорее, не совсем верно. Поскольку изобразительность всегда содержательна, а содержательность всегда изобразительна. Тут нужно говорить о том, что сегодня наиболее актуально. Разрушение логоцентризма на первый план выводит изобразительность. Я вижу, следовательно, доверяю...

  • 10 января 2009 в 19:18 • #
    Сергеенко Алла Александровна

    Я с Вами не спорю. Прочтите внимательно тезисы. В журналистике действительно актуальна проблема визуализации текста в широком понимании термина - "журналистский текст" или информационный продукт.

  • 12 января 2009 в 21:08 • #
    Ирина Розина

    В последнее время видимо сказывается усталость от нескончаемых текстов, с которыми приходится работать, поэтому мне нравятся подборки фотографий, например, 20 век и его десятилетия в фотографиях. Или вот еще хороший пример:

    2008 в фотографиях

    http://www.svobodanews.ru/photogallery/591.html

    Хотя здесь политики больше, чем событий близких к моей внеполитичной жизни. Но куда денешься от политики?
    Или кто-нибудь другой смог подобным фотографическим рядом показать прошедший год нашей жизни?

  • 15 января 2009 в 12:31 • #
    Ирина Розина

    А вот еще пример емкой визуальной информации - эволюция популярных танцев, движения в которых еще в нашей памяти. Тоже на мой взгляд классныйй пример, когда текст не нужен. Правда это уход несколько в другую плоскость и других СМИ, но очень уж понравилось...

    Там два разных ролика:

    http://video.msn.com/?mkt=en-US&playlist=videoByUuids:uuids:57a59429-a433-44d9-aa4d-e64b0d7a64d2&showPlaylist=true&from=IV2_en-us_v11HP&fg=gtlv2

    Evolution of Dance 2
    http://video.msn.com/?mkt=en-us&brand=msn&playlist=videoByUuids:uuids:fc953e12-a801-4946-85c1-9bb959b980be&showPlaylist=&from=IV2_en-us_v11HP&fg=gtlv2

  • 19 января 2009 в 15:41 • #
    Роман Анненков

    НУ если говорить о какой-то рациональной подоплеке...
    Времени все меньше, информации все больше, "съедать" ее надо быстрее. А визуальный образ не требует времени на дешифровку - он сразу попадает во внутреннюю картину мировосприятия.
    За скорость и качество усвоения журналистского ( и не только) материала в большой степени отвечает метафоричность подачи информации. Визуально-текстовая метафора - самая сильная. Отсюда, кстати, ценность художника-шаржиста, хотя это и не единственный метод.

    Для себя я решил однозначно в этом году картинок в журнале добавить.

  • 19 января 2009 в 22:42 • #
    Ирина Розина

    Я подбираю студентам картинки для обсуждения (привязывая к курсу) - каждый раз поражаюсь, какой получаем широкий спектр интерпретации. Теперь прошу, прежде чем делать вывод, описать, что видят. Так оказывается и видят разное, даже в столь небольшом объеме визуальной информации. Т.е. получается, что дешифруют действительно быстро, но чуть ли не диаметрально противоположно.

    Получить понятную всем метафору видимо очень сложно. Забавно, что когда показываю картинки известных дорожных знаков - не узнают из-за наличия дополнений, которыми как раз в этих странах пытались приблизить метафору к идентчному восприятию. Что тогда говорить о шаржах?

    Не превратитесь в журнал "Веселые картинки" ;-) Хотя поколение действительно другое - предпочитают пролистывать картинки. Но вот журнал с картинками рука не дрогнет выкинуть по прошествии времени, а тексты - тормозятся до других времен...

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?