ВЫМИРАЮЩИЕ ВИДЫ: Динозавры пера и птеродактили ротационных машин

ВЫМИРАЮЩИЕ ВИДЫ: Динозавры пера и птеродактили ротационных машин

ВЫМИРАЮЩИЕ ВИДЫ: Динозавры пера и птеродактили ротационных машин

Влиятельный еженедельник The Economist пытается понять, что придёт на смену ежедневной газете. В том, что традиционный газетный формат мёртв, не сомневается практически никто.

«Интернет убивает газетный бизнес», — констатирует The Economist. Глобальный экономический кризис стал последней каплей: газетные и телевизионные магнаты осознали, что традиционные модели медиабизнеса обречены и выжить можно только в Сети, правда, непонятно как.

Зомби

За первый квартал 2009 года рекламные доходы американских газет рухнули на 30% (у телевидения дела не так плохи, но и там обвал изрядный). И дело не только в рецессии: это происходит с 2006 года. В 2007 году рекламные доходы газет (включая доходы от рекламы в интернете) сократились на 7,9%, в 2008-м — на 16,6%. За последние два года работу потеряли около 15% американских журналистов, а тиражи газет за последние шесть месяцев упали на 7%.

Кризис традиционных СМИ носит глобальный характер. Например, в Великобритании с начала 2008 года закрылось больше 70 местных газет. В нашей стране, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рекламные доходы прессы за первый квартал снизились на 42%.

Традиционные СМИ слишком долго почивали на лаврах. The Economist напоминает, что ещё недавно прибыль местной американской газеты в норме составляла 20%. Местные телеканалы жили ещё лучше: у них уровень прибыльности доходил до 50%. В таких тепличных условиях немудрено было расслабиться.

Но благополучию пришёл конец. Отрасль отчаянно борется за выживание. Газеты становятся дороже, а журналистам объявляют о сокращении заработной платы. Так, например, поступили в The New York Times Company. Некоторые славные газеты уже в долине смертной тени. В декабре 2008 года банкротом объявила себя The Tribune Company, издающая, в частности, The Los Angeles Times и The Chicago Tribune. Обанкротилась и компания Philadelphia Newspapers; ей принадлежат The Philadelphia Inquirer и The Philadelphia Daily News. На грани закрытия The Boston Globe. В полном расстройстве финансы The New York Times. А Сан-Франциско, похоже, скоро останется вообще без городских газет. Корпорации Hearst надоело содержать основанную в 1865 году The San Francisco Chronicle. The Economist поинтересовался у мэра Гэвина Ньюсома, как же горожане будут обходиться без своей газеты. «Люди моложе тридцати этого даже не заметят», — ответил мэр.

Дёшево и сердито

На самом деле, интернет как источник новостей обогнал газеты только в 2008 году, и то в Америке. Тем не менее, считается, что будущее — в Сети. Трудно найти газету или журнал, у которой не было бы собственного сайта. Но как сделать из этого бизнес?

Хорошо живётся агрегаторам новостей. Они не производят контент, а только упаковывают. Например, Google News обходится вообще без редактора. Неплохо живется и СМИ нового типа, контент для которых бесплатно производят энтузиасты и очевидцы, — это называется «гражданской журналистикой».

Яркий пример «гражданской журналистики» — сетевая газета Huffington Post. На её сайте бывает 4,2 млн уникальных посетителей в месяц. В штате проекта — 60 человек, из них репортеров — всего четыре. Кто же пишет для HuffPo? Блогеры. С газетой постоянно сотрудничают примерно 3 тыс. комментаторов — разумеется, бесплатно.

К сожалению, есть новости, которые дорого стоят. Два простейших примера — военные репортажи и финансовая информация. Сейчас агрегаторы новостей и сетевые СМИ паразитируют на дорогостоящем контенте, который производят СМИ традиционные. С точки зрения The Economist, это полезные паразиты. Ведь благодаря их существованию потребители информации во всём мире получают быстрый доступ к до некоторой степени отфильтрованным новостям из самых разных источников. Но откуда возьмутся качественные новости, если журналисты вымрут, как трубочисты или извозчики?

Халявщики и партнеры

По мнению The Economist, доходы от рекламы в интернете не позволяют финансировать журналистские расследования и вообще качественную журналистику. Следовательно, делает вывод еженедельник, необходимо вводить плату за контент. Собственно, многие газеты и журналы в своё время пытались ввести подписку на свои онлайновые версии — тот же The Economist это горячо поддерживал и практиковал, — но из этого ничего не вышло.

В The Financial Times придумали смешанную модель. Три статьи в месяц доступны любому желающему. Если зарегистрироваться, то можно прочитать бесплатно 10 статей в месяц. Хочешь больше — плати. За 18 с копейками долларов в месяц можно получить доступ ко всем текущим материалам и к архиву за пять лет. На сайте зарегистрировано более миллиона человек. Платных юзеров — примерно 109 тысяч.

Сейчас многие возлагают надежды на смешанную модель несколько иного типа. Идея в том, что новости, интересующие всех или многих, продавать не имеет смысла, всё равно сопрут и развесят по всему интернету, а вот убедить людей платить за специализированную информацию, нужную и полезную узкому кругу, — можно. Так поступает, например, The Wall Street Journal. За 2 доллара в неделю подписчик получает неограниченный доступ к сайту. Те, кто не хотят платить, лишены, например, возможности узнать подробности о последних перестановках в компании ConocoPhilips, ознакомиться с анализом того, как прошло размещение бондов JPMorgan и т.п. Про разные интересности: газопровод «Набукко», скандал с британским министром юстиции и растущую любовь американцев к ручным крысам — можно читать совершенно бесплатно.

По данным The Economist, у сайта The Wall Street Journal более миллиона подписчиков. Это свидетельствует о том, что люди в принципе готовы платить за нишевую информацию. Вдохновленный успехом, владелец WSJ Руперт Мёрдок недавно объявил, что будет вводить плату и за доступ к другим своим онлайновым ресурсам. Мёрдоку принадлежат, в частности, timesonline.co.uk и foxnews.com.

Потребитель готов платить не только за полезную финансовую аналитику, но и за игрушки. Кабельный спортивный канал ESPN за 3,33 доллара в месяц предлагает возможность почувствовать себя инсайдером, получив дополнительную информацию о мире спорта (сами трансляции можно смотреть бесплатно). Желающие находятся.

Проблема в том, что на модели, основанной на введении платы за нишевый контент, уже погорела сама The New York Times. Сейчас на сайте газеты в свободном доступе находится всё, включая полный архив с 1851 года. The NYT, как и другие гранды газетного бизнеса, ведёт переговоры с Google. По недостоверным слухам, Брин и Пейдж собираются спасти легендарную газету, заключив с ней волшебное соглашение, по которому любой поиск в Google всегда будет выдавать на первой странице ссылку на The NYT.

Подпись Василий Кошкин

Источник: www.chaskor.ru

20.05.2009

162
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008