Управление музыкой

Здравствуйте! Я пишу статью для журнала «Машины и механизмы». Мне важно знать мнение компетентных специалистов. Вопрос такой: можно ли с помощью музыки управлять толпой?

146
Комментарии (21)
  • 17 мая 2009 в 15:23 • #
    Сергей Фирсов

    Во-первых - толпа состоит из отдельных людей , которые яляються какими -никакими личностями.
    Во-вторых - музыка ,даже самая комьютерно -электронная
    это всё же музыка ,и ничего общего с "машинами-механизмами не имеет.
    И в-третьих - с таким отношением к людям (я -про "толпу"),
    пошите о своих машинах и оставте в покое Музыку.

  • 21 мая 2009 в 20:28 • #
    Дарья Хабарова

    дело в том, что вы восприняли наше название очень буквально. к нему есть приписка: научно-популярный журнал:)
    Почитайте, не пожалеете:)))

  • 20 мая 2009 в 23:28 • #
    Владимир Борисов

    Ритмическая составляющая - да. Это активно используется с древних времён шаманами, жрецами и... режиссёрами ))). Некоторые ритмические рисунки способны ввести толпу в состояние, близкое к трансу, в котором повышается восприимчивость к командам и внушениям. Кроме того в таких состояниях возникает так называемое "чувство локтя" и "стадный инстинкт", толпа способна резонировать к призывам лидера и идти за ним.

  • 21 мая 2009 в 20:32 • #
    Дарья Хабарова

    а режиссерами это как используется? я слышала про ужастики - там вводят зрителя в состояние паники:)

  • 21 мая 2009 в 21:09 • #
    Владимир Борисов

    Да, именно. Да и не только ритмами. Низкочастотные звуки ниже 14-16 Гц вызывают панику и беспричинный страх, звук ниже 8 Гц может привести к летальному исходу. остановке сердца.

  • 21 мая 2009 в 21:14 • #
    Дарья Хабарова

    ого!!! а есть какие-то нормы в законе, чтобы не использовали эту частоту?

  • 21 мая 2009 в 21:21 • #
    Владимир Борисов

    Нет. По крайней мере не слышал о том, что хоть кого-нибудь из владельцев танц-клубов привлекли к ответственности.

  • 21 мая 2009 в 21:33 • #
    Дарья Хабарова

    а в танц-клубах используют все эти эффекты, разумеется...

  • 21 мая 2009 в 21:39 • #
    Владимир Борисов

    да, конечно

  • 21 мая 2009 в 21:42 • #
    Дарья Хабарова

    интересно, для каких целей? вроде бы никто никем не управляет?
    (вы уж простите мне мои глупые вопросы:))

  • 22 мая 2009 в 10:55 • #
    Владимир Борисов

    Вопрос не глупый. Специально при выборе и написании музыки никто никем не управляет.
    Но если на танцполе Вы вошли в транс, близкий к наркотическому, Вам захочется ещё и ещё. А владельцу клуба хочется, чтобы Вы приходили в его клуб ещё и ещё, оставляя Ваши деньги. Механизм процесса сходен с механизмом наркобизнеса.
    Низкие частоты, естественно, никто умышленно не использует для ухудшения здоровья, но их используют для усиления воздействия, правда от этого они не становятся полезнее.

  • 21 мая 2009 в 11:45 • #
    Алиса Самбурская

    Удивительно, что вы этот вопрос задаете:)
    Воздействие музыкой на психику человека использовалось еще в древности! За последни 20 лет огромное количество исследований подтверждает разрушительное воздействие hard rock и heavy metal на мозг (уменьшается количество спинно-мозговой жидкости, стираются зоны памяти; есть исследования о том, что тяжелая музыка способствует возникновению раковых заболеваний), множество исследований, которые предоставляют медицинские данные о влиянии музыкального ритма на организм человека, деятельность сердца, кровообращение. Значение имеют все музыкальные характеристики - тональность, лад, динамика, тембры музыкальных инструментов и их соотношения, насыщенность партитурной вертикали, модуляции и т.д. и т.п. и пр.
    О влиянии музыки на мозг человека - если интересно - можно почитать у меня на сайте - заходите - "Музыка интеллекта".
    А что касается "толпы" - больше века тому назад Владимир Михайлович Бехтерев открыл и объяснил феномен толпы, он доказал, что именно в толпе человек теряет свою индивидуальность и легко подвергается гипнотическому воздействию - как целебному, так и разрушительному. Бехтерев был первый в истории медицины психотерапевт, которому было разрешено официально проводить гипнотические сеансы (для лечение алкоголизма) , есть даже уникальные кинокадры этих массовых сеансов. Огромную роль Бехетерв отводил музыке. Несколько его трудов посвящено именно музыкальным влияниям на психику человека, где он говорит о "стенических" и "астенических" музыкальных влияниях... но он больше рассматривает положительные влияния. Тогда вредной музыки было явно меньше:), чем, увы, сейчас.

    А что касается управления толпой при помощи музыки - тут далеко ходить не надо - достаточно вспомнить, как несколько дней назад на конкурсе Евродвидение победил Саша Рыбак со своей незатейливой песней:) Если разобрать эту песнюшку по полочкам, то сразу станет понятно, почему эта песня победила:) несмотря на всю свою банальщину. Вся песня построена на тонике, субдоминанте и доминанте (три блатных аккорда, как говорят в народе:)), тональность минорная, и при этом довольно подвижный ритм, с идеальным метром - прямо под биение человеческого сердца в момент радости; тембр скрипки- который, безусловно, не может оставить равнодушным, скрипка она всегда душу раздирает, да еще в вокале такие полутона с "подъездами" искренность - вот вам и весь этот общий контрапункт, когда "и больно и здорово":) - вот и вся формула успеха. Но надо отдать должное Рыбаку - чувствуется, что он мальчик образованный, все-таки он песнюшку свою довольно мило облагородил. Решающую же роль сыграли, на мой взгляд, искренность и три блатных аккорда, которые у всего европейского народа записаны в днк-матрице много веков назад:)))
    извините, если отклонилась от темы:))

  • 21 мая 2009 в 20:31 • #
    Дарья Хабарова

    ух ты,Алиса, вы так интересно написали! Интересно, а почему другие участники не воспользовались приемом Рыбака?:)
    я могу использовать ваш ответ в качестве комментария к статье?
    текст согласую с вами заранее

  • 21 мая 2009 в 22:18 • #
    Алиса Самбурская

    Дарья, ну, я не думаю, что Рыбаком так все было просчитано:) на мой взгляд, его выступление было очень искренним, поэтому и получило такой успех) я лишь предположила возможные дополнительные причины такого "массового гипноза"))
    если будете что-то использовать из моих рассуждений, то уж, пожалуйста, "согласуйте заранее":))

  • 21 мая 2009 в 21:25 • #
    Владимир Борисов

    Ну, скажу Вам, что написать хит на 3-х аккордов для музыканта намного сложнее, чем используя всю гамму изобразительных средств ))))) Да и песенка отнюдь не банальна по текстовой нагрузке. По музыке простовата, но гармонична и легка.

  • 21 мая 2009 в 22:28 • #
    Алиса Самбурская

    Да, "текстовая нагрузка" сильная:-))))
    пафос по типу подростковых подъездных песен под гитару
    "жил один мальчишка-а-а-а, любил одну девонку-у-у-у-у"...)))

    да вот, собственно, текст:

    "Много лет назад, когда я был совсем юным,
    Я знал одну девчонку, которая мне нравилась…
    Она была моей, мы были влюблёнными голубками…
    Это было тогда, в прошлом, но это было правдой…

    Я влюблён в сказку,
    Хоть это и больно.
    И мне всё равно, потеряю ли я рассудок,
    Ведь я уже проклят…" конец цитаты

    отнюдь не банальна по текстовой нагрузке?:))))

    Нет, боже упаси, я ничего против Рыбака не имею:) - он мне тоже очень даже понравился!:) у него, между прочим, музыкальное образование совсем не маленькое, и мама-пианистка, и папа-скрипач:)
    а что касается "написать хит на 3 аккордах", то настоящий музыкант озабочен, извините, совсем другими вопросами:) но это другая тема, давайте не будем ее развивать:)

  • 22 мая 2009 в 02:28 • #
    Дарья Хабарова

    согласую, конечно:)

  • 22 мая 2009 в 10:47 • #
    Владимир Борисов

    Ну, это перевод. Не забывайте, что он лишён идеом, жаргона, прелести игры слов. По роду деятельности вижу, что Вы не лингвист, так что не будем дальше развивать эту тему )))
    На мой взгляд настоящий музыкант не должен быть ничем озабочен )))
    Но реальная ситуация, увы, говорит об одном: "настоящий музыкант" с консерваторией за плечами, лауреат всевозможных конкурсов и премий, не раз работавший в студии с "великими мира сего" и чёрными и белыми, но не имеющий спонсора и денег на пиар, озабочен поиском халтур для тривиального выживания. Хорошо же себя ощущают в "музыке" прошедшие кастинг в группу "Ранетки" )))))))))))))
    Не про себя пишу, но, простите, накипело.

  • 22 мая 2009 в 15:21 • #
    Инна Астахова

    Хочу добавить ко всему сказанному, что в профессиональной музыке, как и ораторском искусстве, есть свои законы. С толпой говорят плакатным стилем: простые, короткие, но убедительные фразы, в музыке это на трех нотах или трех аккордах, как сказано выше, простые ритмы типа два притопа-три прихлопа. За доказательствами достаточно обратиться к русскому фольклорному творчеству прошлых веков. Лично по своему опыту аккомпаниатора на гуслях знаю, что простые ритмы и мелодии быстро организовывают массы людей, все становятся друг другу братьями и с удовольствием выполняют простые шаги и поют простые мелодии все вместе. На этом построены все армейские марши, гимны стран и наций. Самый яркий пример - песня "Вставай, страна огромная" Александрова, от которой мурашки по коже до сих пор, и с которой люди (подчеркну, массы людей) шли в бой и умирали с повышенным патриотическим чувством долга перед Отечеством. Эта песня, как и многие другие, поднимала дух людей на подвиги. Поэтому, в музыке для масс важна не только простота, но и эмоциональный накал, и идеологическая направленность. Без духа - как и везде будет просто мертвячина. А русский языческий фольклор с его тремя прихлопами прошел через 20 веков христианства, и при этом не потерял своей силы.

  • 28 мая 2009 в 20:54 • #
    Владимир Борисов

    К сожалению не сразу увидел этот пост. Подписываюсь под каждым словом и даже апплодирую. Браво!

  • 28 мая 2009 в 22:55 • #
    Юрий Недашковский

    присоединяюсь к апплодисментам Владимира.. ))


Выберите из списка
2010
2010
2009