Почему мелкий бизнес проигрывает?

11 сентября в 11:19
105
Ответы (7)
  • 11 сентября в 15:12 • #

    Почему мелкий бизнес проигрывает


    Крупный бизнес чудовищно неэффективен. Там, где обычный предприниматель решает проблему двухминутным звонком по телефону, в корпорации грузят на неделю работой целую команду. Составить бумагу, собрать совещание, подготовить документы, утвердить график… целое приключение, по итогам которого проблема с большой вероятности будет даже не решена, а просто заболтана и забыта.

    Причины неэффективности корпораций давно изучены со всех сторон. Весёлые законы Паркинсона объясняют бестолковое поведение «менеджеров среднего звена», а принцип Питера раскрывает тайну их поголовной некомпетентности. Любители копать глубже могут также вспомнить теорию принципала-агента, в полном соответствии с которой плановая экономика СССР проиграла борьбу менее централизованным экономикам Запада. Также в открытом доступе есть методички ЦРУ для вредителей: в них прямо указывается, что в целях саботажа надо работать именно так, как работают обычно в крупных организациях:

    https://olegmakarenko.ru/1447137.html

    Вместе с тем сплошь и рядом мы видим, что мелкий бизнес, — при всей его кажущейся эффективности и заточенности на результат, — всё же проигрывает конкуренцию более крупной рыбе. Сами мелкие бизнесмены предпочитают кивать на коррупцию, монополизм и тому подобные нерыночные механизмы, однако это не более, чем половина правды.

    Вчера я был в мастерской, в которой красят мой автомобиль. Морской климат Петербурга полезен для человеческой кожи, однако вреден для металла, так что за последние 12 лет краску на моём автомобиле обновляют уже в пятый раз. Мастеров я каждый раз выбирал по рекомендациям, и мне везло: качество работ колебалось от удовлетворительного до великолепного. Тем не менее сдачу работ мастерские каждый раз задерживали: иногда на пару дней, иногда на два месяца.

    Прямо сейчас дедлайн просрочен уже на три недели, и я буду, пожалуй, приятно удивлён, если оставшиеся работы закончат за полмесяца. На этот раз задержка объясняется тем, что один из мастеров предпочёл работе алкоголь, а раньше у владельцев мастерских находились другие правдоподобные объяснения срыву сроков.

    Тут, собственно, и кроется главный секрет, позволяющий крупным организациям выигрывать у мелких. В то время как мелкий бизнес хаотично мечется от заказа к заказу, безнадёжно нарушая свои же собственные графики, у крупного бизнеса есть налаженный конвейер, позволяющий ему работать получать прибыль без остановок. Я не заплачу мастерской больше за то, что она будет делать мой заказ вдвое дольше обещанного: мастерская просто будет работать один месяц бесплатно. Несобранность, неспособность укладываться в сроки бьют в первую очередь по самим мелким бизнесменам. Выполнив за год 15 заказов вместо возможных 30, они всё равно вынуждены будут оплатить аренду помещения и понести прочие постоянные расходы.

    Нагляднее всего проблему можно проиллюстрировать на примере фриланса. Последние 20-30 лет из-за искажения рынка программистам платят значительно больше, чем представителям других профессий умственного труда. Одна из причин такого дисбаланса — наличие удалённой работы, которая позволяет программисту сидеть где-нибудь в Весьегонске и работать на заказчика из США, получая от него полновесные 30 долларов в час.

    продолжение часть 2 ниже

  • 11 сентября в 15:13 • #

    продолжение
    Почему мелкий бизнес проигрывает


    Казалось бы, архивыгодная сделка: любому разумному программисту из России надо срочно бежать регистрироваться на каком-нибудь «Апворке» или «Топтале», чтобы зарабатывать там те 300 тысяч рублей в месяц, которые ему никогда не заплатят в обычном российском офисе. Очевидно, что если на фрилансе работают программисты из Франции, США и Австралии, доходы там вполне достаточные и для российского (не самого высокого в мире) уровня жизни. Тем не менее программист из Весьегонска обычно предпочитает работать в офисе за втрое-впятеро меньшую зарплату, физически сидя на стуле в окружении своих коллег. Разгадка столь странного выбора кроется как раз в неспособности подавляющего большинства людей укладываться в сроки и, вообще, планировать даже собственное время. В офисе программист работает месяц, и ему платят за месяц. Если программист перейдёт на фриланс, у него тут же возникнет куча накладок, он начнёт срывать сроки и невольно обманывать клиентов. Вскоре выяснится, что репутация у него безнадёжно испорчена, а оплаченной работы за тот же потраченный месяц набирается в лучшем случае на несколько дней.

    Когда речь идёт не о фрилансере-одиночке, который зависит исключительно от самого себя, а о владельце автомастерской, который зависит и от своих мастеров, и от продавцов запчастей, и от многих других внешних факторов, проблема усугубляется. Выстроить бизнес-процессы так, чтобы недельная работа выполнялась ровно за одну неделю, могут очень немногие: большая часть бизнесменов страдает от собственной неспособности организовать дело, даже не понимая, сколько денег они на этом теряют.

    Впрочем, есть в этой ситуации и хорошая сторона. Для тех, кто дружит со временем и укладывается в дедлайны, Россия является настоящей страной возможностей: обычным разгильдяям, коих в российском бизнесе большинство, конкурировать с ними крайне тяжело.

    ПС. Это пятьдесят седьмая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России».

    Олег Макаренко
    https://olegmakarenko.ru/1667660.html

  • 11 сентября в 16:54 • #

    Была такая книжка во времена СССР, "Под прессом большого бизнеса". Там всё очень хорошо описывается.

  • 11 сентября в 17:12 • #

    С какой целью на самом деле ставят роботов в магазины


    Владельцы «Пятёрочки» открыли роботизированный #магазин. Технически всё устроено примерно как в «Амазоне» — всё вокруг нашпиговано видеокамерами, которые автоматически учитывают, сколько и чего покупатель снял с полок. Так как посетители учитываются на входе, шансов у мелких воришек практически нет: если не на первой, так значит на третьей или на пятой краже расхитителя капиталистической собственности поймают и забанят.

    X5 начала тестировать магазин без кассиров «Пятерочка с собой»

    Похожий эксперимент в России проводит Metro
    X5 начала тестировать магазин без кассиров «Пятерочка с собой»

    Скажу больше: в продовольственных магазинах воруют обычно не посетители, а сами сотрудники. На каждого бомжа, сожравшего втихую три сырка в дальнем углу, приходится какой-нибудь помощник #менеджера, тянущий домой эти же сырки целыми ящиками. В робопятёрочках будет меньше и сотрудников, и неучтённых перемещений товара. Полагаю, и краж там тоже будет значительно меньше.

    Теперь о том, зачем X5, «Метро» и прочие владельцы розничных сетей вкладывают сейчас серьёзные ресурсы в роботизацию. Если вы думаете, что только ради экономии на зарплатах, спешу возразить: магазин — это не такси, где на одного таксиста приходится обычно один пассажир. Неквалифицированный труд кассира супермаркета и так-то оплачивается крайне скудно, а когда массовая роботизация ударит по экономике, платить им, вероятно, будут ещё меньше. Зарплаты кассиров — важная, но не критично важная часть расходов.

    Время, которое покупатели проводят в очередях к кассам, ритейлеров также не волнует. Более того, обычно они специально создают очереди, чтобы люди покупали что-нибудь мелкое со стоек у касс: шоколадки, жвачки и всякое прочее, на что они и не посмотрели бы, если бы не вынуждены были ждать, когда кассир подсчитает предыдущих покупателей.

    Площадь, которую занимает рабочее место кассира, также не является критичной. Вероятно, можно сэкономить пару квадратных метров, если заменить кассира на робота, однако даже если эти сэкономленные метры выльются в итоге в 10 тысяч рублей ежемесячно, их всё равно не хватит, чтобы затевать большую возню с внедрением новых, необкатанных технологий.

    Немного разбираясь в продажах, предположу, что главная задача роботизации заключается в том, чтобы перейти от конвейерного обслуживания к индивидуальному.

    Представьте, приходите вы в «Пятёрочку». Сейчас вы в лучшем случае здороваетесь с охранником и кассиром перед тем, как пройти в зал. Диалог со знающим вас в лицо роботом может быть гораздо более развёрнутым:

    — Здравствуйте, Олег Александрович, рад приветствовать вас в нашем магазине.
    — Привет, #робот.
    — У нас сегодня завоз халвы. Появился новый сорт, с мёдом и кунжутом. Так как вы ценитель, для вас особое предложение: скидка в 70% на первую упаковку.
    — А кто производитель?
    — «Визиревский завод». Я включу для вас оранжевую световую дорожку из указателей, чтобы вам было проще найти нужный стенд.

    Если среди моих читателей есть маркетологи, я уже представляю, как у них загорелись глаза. Да, всё верно: интенсивность рекламных акций можно будет увеличить раз в десять, так как они будут бить не по площадям, а точно по целевым группам. Да, дорожку из указателей робот проложит таким образом, чтобы покупатель прошёл мимо самых заманчивых для него полок. И, конечно, можно будет прикидывать, что там лежит в холодильнике клиента, чтобы предлагать ему именно те товары, которые ему сейчас нужны.

    Добавим к этому дефицит общения, который испытывают очень многие люди, и станет ясно, что дружелюбный робот по всем статьям бьёт традиционного, затюканного корпоративной дисциплиной кассира.

    продолжение часть 2 ниже

  • 11 сентября в 17:12 • #

    продолжение
    С какой целью на самом деле ставят роботов в магазины


    Помните, как 15-20 лет назад типичный магазин представлял собой или осклизлый гулкий универмаг с невнятной серой выкладкой, или обшарпанный ларёк с мятым товаром за грязными зарешёченными стёклами? Супермаркеты западного образца жрали своих конкурентов с такой скоростью, что едва успевали открывать новые магазины — у старорежимной торговли, построенной «от продавца», практически не было шансов выстоять в этой борьбе.

    С большой долей вероятности, то же самое будет в ближайшие 10 лет происходить и с розничными сетями. У владельцев супермаркетов просто не будет выбора: или они будут на входе приветствовать покупателей по имени-отчеству, или покупатели будут голосовать за роботов ногами и кошельком.

    Олег Макаренко
    https://olegmakarenko.ru/1666073.html

  • 13 сентября в 17:02 • #

    Вывод из статей: дело рук малого бизнеса - в руках самого бизнеса. Либо их заменят роботы!

  • 13 сентября в 17:35 • #

    И еще то, про что пишет автор, нам рассказывали в 70-х в школе резерва, из ЦК КПСС.

    Тогда в СССР была ужасная экономическая ситуация. Для прокачки тогда уже разведанной сибирской нефти - не было труб большого диаметра и газонефте перекачивающих станций.

    И партия, была озабочена развалом экономики и государства. Тогда искали пути, как резко повысить производительность труда в стране, чтобы уйти от нефтезависимости. И единственный путь - научить людей работать, создавать ценности, больше.

    И обратились к опыту Японии. Нам рассказывали, как работают продавцы. Именно, встречают человека "называя по имени и отчеству" как мечтает и сегодня автор.

    Потом Брежнев, сменив гордыню на уважение, отправился на Запад и ему дали и трубы, и перекачивающие станции ... И про трансформацию социализма в госкапитализм, как произошло потом в Китае - забыли.

    И, пока нас будет кормить газ и нефть - нам беспокоиться не нужно. Потому как: ну обанкротится малый бизнес, ну и что? Люди, работающие там не умрут с голода. Из квартир за неуплату коммуналки - не выселят. Бесплатное лечение не отменят. Потому что новой революции никому не надо, кроме экстремалов.

    А вот через два-три поколения, когда важность нефтепродуктов упадет, люди в городах будут ходить пешком, конгломераты обесценятся как городские, так и бизнес ... опять вернутся к идее госкапитализма с расстрелом взяточников (как в Китае). Ну, а еще лет через 300 появится на просторах наших и первые ростки настоящего свободного предпринимательства.

    Поэтому, не робеем ребята. И продолжаем хохмить в соцсетя! На сытый желудок и гарантированной краюхе хлеба на завтра.

>