"Высший пилотаж" в педагогике; в какой способности проявляется?

22 марта в 08:52
Категории: Образование
308
Ответы (16)
  • 22 марта 2017 в 16:16 • #
    Bora Paris

    ... позволить себе быть собой, а другим быть другими

  • 22 марта 2017 в 17:55 • #
    Евгений Бобков

    Это мнение не специалиста, их может быть миллион...

  • 22 марта 2017 в 18:30 • #
    Александр Туманов

    В способности раскрыть у учеников способности.

  • 23 марта 2017 в 11:51 • #
    Игорь Левкин

    методами активного обучения не занимались?

  • 23 марта 2017 в 12:58 • #
    Александр Конобеев

    Нужно, как говорил классик-"любить искусство в себе, а не-себя в искусстве".
    То есть, задача преподавателя заключается не в том, чтобы показать, как он сам отлично знает предмет, а в том, чтобы эти знания перешли к ученикам и усваивались ими без "внутреннего сопротивления". Это самое "сопротивление" очень сильно портит дело и часто вызывается к жизни, как личностью педагога, так и "методами" преподавания.

    Из двух педагогов отличный тот ,который идиоту может объяснить теорему Пифагора так, чтобы тот понял и, заодно, немного поумнел. Тот который не может этого сделать-хуже, пусть даже имеет звание академика.

    Пример:Два учебника по "бухучёту": проф.Щенкова, и проф. Маргулиса. Оба-профессоры. Задача:разъяснить человеку основы бухгалтерского учёта, план счетов, построение баланса и т.д.
    Профессор Щенков всё "разжёвывает", от а до я, поймёт и человек, который до этого ничего, кроме лопаты в руках не держал.
    Профессор Маргулис в своём учебнике обращается к людям, которые,судя по всему, уже лет по десять, как минимум, проработали в бухгалтерии, а то и закончили техникум. То есть, он разговаривает, фактически, с равными себе, показывая "себя" в бухучёте и считая, что те, для кого он пишет, должны понимать его с полуслова.
    Но задача-то ваша не в этом, уважаемый профессор, все и так знают, что в бухучёте вы-"дока"... Задача-других научить.

    Кроме того,есть вещи, которые "очевидны"(по умолчанию) для педагога и-СОВСЕМ НЕ ОЧЕВИДНЫ для обучающегося. Педагогам, ,а особенно людям, пишущим всякие "руководства пользователей", инструкции-необходимо об этом помнить всё время.

    Скажем, я ни разу не встречал инструкции, при помощи которой вы могли бы разбортировать автомобильное колесо с первого раза, не имея опыта. Почему.
    Во всех инструкциях, которые мне попадались, самым главным делом считалось -оторвать "прикипевшую" к ободу покрышку, на то, как это сделать-уходило едва ли не 2/3 содержания пособия. Вводя наивного пользователя, думавшего,стоит "оторвать" покрышку и дальше само пойдёт-в заблуждение. Отрывали покрышку.
    И всё равно-не шло, можно было, имея "силушку молодецкую"-даже борт покрышки порвать-и всё равно-"нэ слазило".
    Авторы, зациклившись на "отрыве", забыли в инструкции написать про "пустячок", вроде бы, который ими подразумевался "по умолчанию", "в уме", так сказать.
    "Пустячок" заключается в следующем: форма обода колеса, если смотреть профиль, напоминает песочные часы. И, когда вы начинаете монтировками снимать покрышку с обода, нужно следить за тем, чтобы нижняя сторона покрышки находилась в зоне "талии" песочных часов, чтобы у покрышки была-свобода движения в разные стороны.
    Когда вы всовываете монтировки сверху между шиной и ободом-нижняя сторона шины автоматически смещается от "талии" к наиболее широкой части обода, находящейся с краю, "налезает" на неё-и шина не движется вправо и влево.
    "Пустячок"... А сколько шин было порвано и времени зря потеряно-история умалчивает. Ну да ладно.

  • 23 марта 2017 в 21:22 • #
    Илшат Ишем

    кабы знать "рецепты"... все бы стали макаренко-сухомлинскими...

  • 24 марта 2017 в 10:17 • #
    Имя Демчук

    Одному педагогу нужно было отлучиться из класса на полчаса, и он попросил своего знакомого, школьного охранника, посидеть с детьми, чтобы не баловались. Дал классу задание и ушёл. Класс был 8-9-й, там сразу же начался шум и гам. Охранник вошёл и сел на место учителя.
    "Дети, - сказал он, - кто знает, о чём я хочу вам сейчас рассказать?" - "Не знаем, и знать не хотим!" - выкрикнул басовитый школьник.- "Хорошо, - сказал охранник,- Только вам должно быть стыдно, что до сих пор вы этого не знаете. И поэтому: всем замолчать и делать задание". - Дети удивились и раскрыли учебники и тетради. - "Так, - снова заговорил наблюдатель через несколько минут, - А теперь знаете, про что я буду скоро вас спрашивать?" - "Теперь знаем," - заявила красивая девочка, - Прекрасно, всё запишите и повторите". Прошло ещё немного времени. "Ну, а теперь кто скажет, какая у нас будет тема разговора?" Половина класса закричала "знаем", а другая - "не знаем". "Отлично, - заявил сторож, - Теперь те, кто знает, объяснит тем, кто не знает, а я потом проверю".
    Педагог вернулся и нашёл задание выполненным, удивившись тишине, воцарившейся в классе.
    Учитель должен вести себя авторитетно и уважать учеников как личностей.

  • 24 марта 2017 в 10:41 • #
    Александр Конобеев

    В любом деле талант нужен. Ни Макаренко, ни Сухомлинский вам его не дадут. Помогут развить-да, но-если есть, что развивать. Мне за всю жизнь "отличных" педагогов встретилось двое, хороших, вполне удовлетворяющих требованиям профессии-много, посредственных, на лекциях которых зеваешь от скуки-примерно столько же.

  • 26 марта 2017 в 10:09 • #
    Илшат Ишем

    "не свезло", видимо... а я своих профессоров помню и через полвека...

  • 26 марта 2017 в 17:13 • #
    Евгений Бобков

    А. Конобееву. Возрожу. Классики дают ответы. На заданный мной вопрос они отвечают:
    Высшее мастерство в способности сформулировать, предъявить требование таким образом, чтобы личность была благодарна "спасибо за науку"

  • 26 марта 2017 в 17:15 • #
    Александр Конобеев

    Я тоже помню. Здесь дело не в везении. Когда сопливый первоклассник первой учительницей в туалет "по большому" из класса выпускается только с третьего поднятия руки-хочешь не хочешь, а-запомнишь. И это потому, что-"по -большому". А "по-маленькому"-я бы, может, и "под себя" сходил, в брюки, не настаивая.Бывали случаи в нашем классе. Педагогика, однако.

  • 26 марта 2017 в 17:25 • #
    Александр Конобеев

    Евгению Бобкову:
    " На заданный мной вопрос они отвечают:
    Высшее мастерство в способности сформулировать, предъявить требование таким образом, чтобы личность была благодарна "спасибо за науку"

    Извините, Евгений. Может, это и классик сказал. Я-не классик. Но я плохо понимаю, что значит в педагогике "предъявить требования".

    Ты-преподаёшь. Изволь не "требования предъявлять", а -объяснить так, чтобы максимум из присутствующих тебя поняли.

    Ещё один пример: Мне в наследство от тётушки достался переводной учебник математики 1937года. Почему, читая его,дифференциальное исчисление мне понятно, и почему я не могу понять его по учебникам, допустим, 70х годов?
    Что там, интегралы, что ли, изменились? Наподобие очередного "Виндоуса"7
    Думаю-они прежние. Вот объясняльщики-да, изменились. Педагоги, то есть.

  • 26 марта 2017 в 21:19 • #
    Илшат Ишем

    "под себя"... как же вас гнобили-то... или "конобили"? ;-)

  • 26 марта 2017 в 22:36 • #
    Надежда Шварева

    Все мы разные. Нет единого рецепта для каждого. Поэтому хороший педагог- это думающий педагог.

  • 27 марта 2017 в 13:00 • #
    Шляпцев Игорь

    в способности научить чему учишь.. и сделать это с любовью, например высшей математике в школе 45 лет назад учился- а ведь помню как корень квадратный извлекать, и дифференциал с интегралом не перепутаю, по жизни пригодилось..другим подсказыватиь и объяснять...препод был хороший- как профи и как человек...

  • 29 марта 2017 в 10:11 • #
    Евгений Зарубин

    Высший пилотаж - это "опуститься" до уровня "ученик" и далее "подтягивать" ученика на свой уровень...

>